
Рычаг повышенной опасности: почему не стоит дёргать стоп-кран

Каждый пассажир поезда хоть раз в жизни задумывался о том, чтобы дёрнуть стоп-кран. Красный рычаг всегда вызывает интерес. Но многих интересует, что же будет, если всё-таки дёрнуть за ручку тормоза.
Свой «стоп-кран» был уже в самых первых поездах. Это был сигнальный шнур, который проходил по всей длине состава вдоль потолка. Он соединялся с колокольчиком в локомотиве и в любой непонятной ситуации человек мог сообщить, что поезд надо немедленно остановить, сообщил сайт «TechInsider».
Над альтернативой ручных тормозов инженеры задумались почти сразу после появления общественных поездов. Историки насчитывают до девяти систем, которые придумали как в России, так и за рубежом. Однако вплоть до Первой мировой войны не все вагоны оснащались собственными пневмотормозами. Причиной быстрых перемен стало крушение эстонского поезда.
Разработки российских тормозных систем начались в 1920-х годах. Одним из первопроходцев стал машинист Флорентий Казанцев. После испытаний его тормоз ввели в работу и выделили отдельный завод под производство. Сегодня это Московский тормозной завод. Вскоре новые разработки в этой области представил другой инженер – Иван Матросов. Его изобретение взяли в качестве типового для грузовых поездов. В 50-х изобретатель принимал участие и в работе над улучшением своей системы.
Современный стоп-кран — это часть пневмоавтоматической системы, которая создана на основе разработки Матросова. Его срыв провоцирует выход воздуха из запасного баллона в тормозной цилиндр. Поезд не может тронуться до тех пор, пока рычаг крана не вернётся в исходное положение. Опции автоматического подъёма крана у машиниста нет.
Срыв стоп-крана может привести к серьёзным последствиям. Это и нарушение расписания, и столкновение поездов и тяжёлые травмы. По закону за подобное хулиганство предусмотрен штраф до пяти тысяч рублей. Пассажирам дёргать рычаг не рекомендуется, в случае необходимости лучше сообщить проводнику или машинисту.
Объективными причинами использования стоп-крана считаются угроза жизни и здоровью человека, предотвращение крушения, пожар и другие экстренные случаи. Но никак не падение на рельсы животных или опоздание пассажиров. Но в правилах с опозданием есть одно исключение: если посадка ещё не закончилась, а поезд собирается в путь, проводник обязан нажать стоп-кран, чтобы посадить всех пассажиров.