
Серьёзное предупреждение: смогут ли США побороть китайский демпинг

Американцы пригрозили Китаю принять меры, если он не перестанет поставлять на мировые рынки товары по низким ценам. Прежде всего, речь идёт об электромобилях, солнечных и литий-ионных батареях.
В Вашингтоне уверены, что избыточность производственных мощностей заставляет власти КНР ориентироваться не на спрос, а на предложение. Таким образом, негативная реакция на китайский демпинг вполне ожидаема и обоснована. США хотят убедиться, что в Пекине серьёзно отнесутся к их доводам, поэтому министр финансов Джанет Йеллен готова обсудить этот вопрос во время своего планируемого визита, сообщили «Ведомости«.
Власти КНР, в свою очередь, заявили, что принятый в Штатах закон о снижении инфляции не позволяет китайскому автопрому легко завоевать американский рынок электромобилей. Во-первых, граждане США получают налоговые льготы, если покупают электрокары на американских батареях. А во-вторых, китайским поставщикам электромобилей приходится платить пошлину на ввоз продукции в размере 27,5%.
Иначе ситуация складывается в Евросоюзе, где пошлина на импорт машин составляет всего 9 процентов. С 2021 по 2023 годы Китай удвоил свою долю электромобилей на европейском рынке. А уже в октябре 2023-го Еврокомиссия заподозрила неладное и запустила антисубсидиарное расследование в отношении китайских электрокаров. Еврочиновники уверены, что китайцы втайне получали правительственные субсидии. В Пекине расследование назвали «протекционистским актом» и в ответ инициировали аналогичное дело против французского бренди.
Не исключено, что США последуют примеру Европы и тоже примут меры с целью ограничить экспорт Китая в передовых областях экономики. Причём они могут сделать это в правовом поле ВТО. Например, начать расследования на предмет введения антикомпенсационных пошлин.
По данным за 2023 год, объём китайского экспорта на мировые рынки сокращается по всем крупным товарным позициям. Этот процесс пока не затронул автомобильную отрасль, где основной прирост обеспечивали электротранспорт и оборудование для выработки чистой энергии. Китайцы последовательно реализуют инициативу «Один пояс – один путь», и сейчас у них в приоритете проекты, связанные с чистой энергетикой. Поднебесная – крупнейший производитель «зелёного» оборудования, поэтому потенциальные заградительные меры могут затормозить энергетический переход импортёров.
Сейчас Вашингтон не имеет весомых рычагов влияния на Пекин, поскольку Китай обладает достаточным ресурсом редкоземельных металлов для производства электрического транспорта и аккумуляторов. Скорее всего, санкции в первую очередь нанесут урон самим США, если в Пекине примут решение ограничить поставки материалов, необходимых американским заводам для производства продуктов в области чистой энергии.