
Стать ближе: зачем России и Белоруссии необходимо взаимное признание локализации промтоваров

Россия и Белоруссия намерены одобрить правила подтверждения производства промтоваров на территории Союзного государства. Новый документ, скорее всего, будет утверждён во второй половине 2024 года. После его вступления в силу начнётся разработка нормативной базы в обеих странах. Таким образом, продукция, произведённая на территории в Белоруссии, будет считаться российской, и наоборот.
Перечень промышленных товаров будет определяться согласно единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В список войдут транспортные средства, оружие, оборудование и продукция химической промышленности сообщили «Ведомости«.
Процедура подтверждения производства продукции прописана в национальных законодательствах обоих государств. Глубина локализации для некоторых групп промтоваров определяется в баллах. Например, с 2019 года в России такую оценку используют в автопроме. К примеру, если производитель использовал в работе отечественный металл, то он получает определённое количество баллов. Накопив необходимую сумму, предприятия получают возможность подать заявку на участие в госзакупках транспортных средств, получить льготный кредит или оформить технику в лизинг.
В Белоруссии коммерческий транспорт реализуется главным образом через госзакупки. Кроме того, в стране есть возможность воспользоваться займами по льготным ставкам. Но пока это относится к единственному производителю легкового транспорта – «Белджи», который выпускает технику под брендом Geely.
Если Россия и Белоруссия договорятся и примут взаимные требования, то их производители смогут получить доступ к программам поддержки спроса. Это исключит инциденты, когда во время закупок или подбора контрагентов продукция с российскими или белорусскими комплектующими будет маркироваться как зарубежная. Список поставщиков будет существенно расширен, а предприятия смогут увеличить объём рынка сбыта.
В отечественном автопроме белорусские компоненты представлены достаточно широко. Но они не могут быть засчитаны в баллы по локализации. А в Белоруссии и других странах ЕАЭС, которые импортируют машины в Россию, наоборот, есть возможность использовать такую схему. Из-за этого на рынке складываются неравные конкурентные условия. Но правила о взаимном подтверждении промпродукции позволят исправить положение. Белоруссия к тому же сможет нарастить объёмы выпуска, поскольку перед местными автопроизводителями откроется весь российский авторынок, который несопоставимо больше белорусского.