
Свято место пусто: уходящий «McDonald’s» заменить пока некому

Сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс» приостановила свою деятельность в России. Многим людям кажется, что это означает автоматический расцвет российского фастфуда.
Тем не менее, основатель российской компании «Теремок» Михаил Гончаров уверен, что быстро занять освободившуюся нишу на получится. На это уйдёт не менее двух-трёх лет и понадобится ряд мер государственной поддержки, сообщил Forbes.
По словам Гончарова, сегодня достойной альтернативы «McDonald’s» просто не существует, и тому есть масса причин. Во-первых, «Макдак» изначально создавался в качестве бизнеса, способного работать по исключительно низким ценам. Во-вторых, все ныне существующие российские предприятия быстрого питания не строились, как конкурент «McDonald’s», не затачивались под борьбу с ним и не планировали вытеснять его рыночными методами. В России просто не умеют делать так, как американцы, ни технологически, ни по менеджменту и маркетингу. Есть масса тонкостей и особенностей организации, добавил Гончаров.
Многим памятны появившееся на непродолжительный срок «Бистро» – детище бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Оно задумывалось как сеть фастфуда, но с национальным колоритом, который заключался в подаче алкоголя во всех заведениях. Однако вместо того, чтобы стать конкурентным преимуществом, это стало фактором, в итоге погубившим весь замысел.
Одна из основополагающих особенностей могущества «McDonald’s» – оборот посетителей, точнее его высокая скорость. Под это специально проектируются все точки. А вот алкоголь в «Бистро» привёл к резкому замедлению скорости такого оборота. Люди подолгу засиживались за рюмкой, а новым клиентам просто не было места присесть – вот и вся хитрость.
И такие нюансы – во всём и везде. Но и этого мало. Сеть «McDonald’s» долгое время получала массу преференций от российских властей перед российскими же компаниями, что не могло не сказаться отрицательно на их потенциальных возможностях.
По мнению Гончарова, чтобы в стране появилась достойная замена Макдональдсу, российским сетям необходим целый пакет поддерживающих и стимулирующих мер со стороны государства. Для начала хотя бы отмена НДС и снижение единого социального налога на 15, а лучше 20 процентов. И, разумеется, введение определённых льгот при кредитовании. Сегодняшние ставки под 25 процентов годовых сразу ставят крест на любом развитии. Если ничего подобного в ближайшее время не произойдёт, то с рынка вполне могут уйти и те предприятия российского фастфуда, которые сейчас более-менее стабильны, резюмировал Гончаров.