
The Economist: чем Финляндия может быть полезна США

Сильнейшие державы конкурируют за Арктику. Северный-морской путь открывает великолепные возможности в логистическом плане, но там господствуют Россия и Китай, которые обладают лучшими ледоколами. Зато финны считаются ведущими инженерами-разработчиками ледоколов. Финские фирмы сконструировали 80% и построили более половины всех мировых ледоколов.
По данным журнала The Economist, в июне Дональд Трамп переговорил с правительством Финляндии и заказал 15 ледоколов. А до этой встречи говорил о необходимости закупки 40 таких кораблей. Это минимум, необходимый Штатам для того, чтобы поставить свой флот на уровень Китая и России. Однако самостоятельно построить ледоколы США не могут, и им приходится прибегать к помощи маленькой Финляндии.
Уровень мастерства финских инженеров порождён необходимостью: Финляндия – единственная страна, у которой зимой замерзают все порты. Ледоколы помогают сохранить доступ к Балтийскому морю. Первый дизельный корабль появился в 1930-е годы, после чего финны наладили полный цикл внутреннего производства: от столов в конструкторских бюро до верфей. Во время Холодной войны Финляндия производила ледоколы для России. После начала СВО Хельсинки вступил в НАТО и теперь поставляет корабли западным покупателям.
Индустрия кораблестроения в Финляндии очень узкая, что позволило создать нишу на рынке. Ледоколам нужны прочные корпусы, мощные двигатели, сложная система контроля вибрации и защиты от обледенения, которые позволят кораблю выжить в экстремальных условиях. Большинство ледоколов строятся на заказ, поэтому о массовом производстве наподобие азиатского не может быть и речи.
В Штатах с ледоколами беда. Флоту необходимо десять арктических ледоколов, а в наличии всего три. Последний американцы построили в 1997 году, а план по разработке нового потонул в бюджетных дрязгах. Вроде как новый корабль должны были сделать в 2024 году, но теперь его ждут не раньше 2029-го, и его стоимость раздута до почти 2 миллиардов долларов. Для сравнения: новейшая модель финского ледокола Polaris строится за 3 года и стоит 147 миллионов долларов. Конечно, Polaris – не совсем то, что нужно США в плане габаритов: корабль слишком маленький. Но финны доказали, что могут строить ледоколы быстро и дёшево.
И американцам их помощь необходима – через Берингов пролив проходит всё больше и больше кораблей. Штаты боятся провокаций со стороны России и Китая, которые пока что безраздельно доминируют в Арктике. Идею о том, что американскому флоту нужны новые ледоколы, Трамп высказал ещё во время своего первого срока. В 2024 году администрация Джо Байдена подписала соглашение о расширении флота с Канадой и Финляндией. В рамках этого соглашения в августе того же года верфь в Хельсинки начала производство первого корабля для Канады. А для США финны подготовили чертежи и готовы приступить к строительству сразу, как администрация Трампа разместит заказ.
И хотя финны готовы обеспечить Штаты ледоколами в ближайшее время, тому есть несколько препятствий. Во-первых, против будут американские верфи – всё-таки президент США должен в первую очередь защищать их интересы. Во-вторых, законы о закупке требуют, чтобы военные корабли для нужд армии производились в Штатах. Трамп и сам уже не раз вводил различные протекционистские меры, так что заказ ледоколов у Финляндии пойдёт вразрез с его принципами. Но, видимо, придётся на это решиться, потому что арктический флот американцам нужен как можно быстрее.