
Вход – рубль, выход — десять

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что дисконт при продаже иностранцами активов при выходе из России вырос до 60%. Многие эксперты видят в этом увеличение давления на собственников и стремление избежать ухода зарубежного бизнеса. Так ли это?
На практике получение при уходе из России только 40% стоимости актива фиксирует далеко не все сопутствующие потери уходящего бизнеса. Предусмотрен, помимо этого, ещё и взнос в бюджет при сделках по продаже российского бизнеса иностранцами – с 15% до 35%. Как объяснил Силуанов, «с 15% до 25% сразу, плюс пять в один год и пять в следующем, итого 35%». По неформальным данным, также теперь, если стоимость выходящих активов составляет более 50 миллиардов рублей, то потребуется согласие президента Владимира Путина. Так что общий «дисконт» получается уже близко к 90%.
Недавно случился ещё один весьма примечательный кейс. Генпрокуратура России потребовала взыскать с нефтегазового концерна Shell более одного миллиарда евро в качестве компенсации за неисполнение обязательств по проекту «Сахалин-2». Между тем, это фактически соответствует той цене, по которой «Газпром» выкупил у Shell долю в проекте «Сахалин-2». Притом произошло это с согласия российских властей. В марте 2024 года структура Газпрома (ООО «Сахалинский проект») приобрела долю Shell в размере 27,5% за 94,8 миллиарда рублей. Теперь, с высокой вероятностью, эти деньги вернутся в казну, а Shell уйдёт из России «за так».
Таким образом, для выхода иностранного бизнеса создаются, по сути, запретительные условия. Выйти, по сути, можно только «бесплатно», отдав всё буквально за рубль либо «назначенному» российскими властями новому собственнику, либо текущему менеджменту, скажем, с условием преимущественного обратного выкупа. Второй вариант ещё выглядит относительно «меньшим злом». Поэтому для многих остающихся компаний это вынужденное во многом решение, при котором репутационные риски (от ведения бизнеса в России) оцениваются ниже, чем сохранение бизнеса в стране. Даже с учётом того, что вести его становится всё труднее из-за всевозможных внешних санкционных ограничений.
В основном по этим причинам примерно половина американских компаний, работавших до начала СВО в России, продолжают работу. Равно как и более 100 итальянских частных компаний и 1200 немецких. Ряд брендов, которые в 2022 году ушли из страны, решили возобновить регистрацию в России. В частности, Starbucks и Coca-Cola.
Всего, по данным Киевской школы экономики (на начало текущего года), после 24 февраля 2022 года в России продолжили работу более 2 тысяч транснациональных корпораций, тогда как примерно 1600 зарубежных фирм или покинули страну, или свернули работу в ней. Венский институт международных экономических исследований приводит другие цифры: по этим данным выходит, что за два года из страны полностью ушли только 9,5% иностранных компаний, а 32,2% сократили деятельность. Тем не менее даже в результате «частичного ухода» западный бизнес потерял, по одним оценкам, не менее 107 миллиардов долларов, а по другим – до 200 миллиардов.
Что касается мотивов российских властей, препятствующих свободному выходу иностранных компаний из страны, то помимо стремления удержать на текущий момент технологии и капиталы, присутствует и ещё один – не афишируемый. Эти активы могут стать предметом торга или по крайней мере залога на случай конфискации российских активов на Западе. В ином случае их тоже просто конфискуют.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучила: Лилия Малчевская
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции