
Знак молчания: какие расхожие фразы могут вам навредить

В царской России риторика – умение красиво говорить перед аудиторией – входила в обязательную программу гимназий и университетов. Но после революции предмет сочли излишним, и ораторское искусство осталось только в театральных вузах, и то в упрощённом виде.
Сегодня его навыки полезны во многих жизненных ситуациях: при собеседованиях, защитах проектов, деловых переговорах. Риторика входит в программу многих курсов личностного роста, пользующихся большой популярностью, сообщил «РБК Pro».
Обучение таким навыкам подразумевает не только «что» и «как» надо говорить, но и предостерегает от речевых излишеств. Человек зачастую даже и не подозревает насколько его язык – его враг. Такого рода ошибки способны лишить говорящего авторитета, свести на нет все его усилия донести нечто важное до слушателей.
Задумывались ли Вы, например, о вреде таких совершенно вроде бы безобидных выражений «честно говоря», «по-честному», «будем честны», «если честно»? Нет? А зря. Используя их в тех же переговорах, Вы рискуете потерять заказчика или получить отказ в вакансии вашей мечты. Согласно мнению экспертов-психологов, Вы посылаете собеседнику сигнал: всё сказанное мною – неправда. Подсознание собеседника тут же срабатывает, и он начинает Вам не доверять. Поэтому просто забудьте эти словосочетания.
Или вот – «по моему мнению» и возможные комбинации этого выражения, вплоть до фамильярного «имхо». Почему в данном случае не следует подчёркивать персональность своего мнения, особенно «скромного»? Собеседник получает таким образом сигнал: продвигаемое Вами, допустим, деловое предложение основано только на Ваших личных взглядах на ситуацию, а действительно объективными данными Вы не располагаете.
Следует воздерживаться и от таких фраз, как «Я не уверен», «Я могу ошибаться», «Если не возражаете». Совершенно ни к чему ставить себя в заведомо слабое положение перед контрагентом. Не уверен? Зачем тогда говоришь? Можешь ошибаться – а разумно ли иметь дело с таким человеком? А если возражаю – что тогда? Это первая реакция слушателя на Вас, служащая фундаментом для составления впечатления. Нетрудно догадаться: в таких случаях оно лестным не будет.
Испортить мнение начальника о подчинённом и наоборот способны фразы «Наверное, это глупый вопрос» и «Я тут подумал». Если первую произносит подчинённый, то начальник смело может заподозрить его в незнании, например, регламентов и правил компании. А вот от второй следует избавиться прежде всего начальникам при обращении к нижестоящим: как правило фраза вызывает, во-первых, нервозное состояние у слушателя, а во-вторых, сотрудник уже вряд ли когда поверит в искренность такого начальства.