
The Economist: почему мечта Дональда Трампа о массовой депортации недостижима

Одно из предвыборных обещаний Дональда Трампа – депортировать миллионы нелегальных иммигрантов. Он создаёт впечатление, что сделать это можно одним указом, просто захотев. Однако с точки зрения закона, логистики и даже самой политики всё не так просто.
Журнал The Economist напомнил о примере, который Дональд приводил ещё в свою первую кампанию, – тогда он одобрительно высказывался об агрессивной операции по выселению мексиканских сезонных рабочих, устроенной Дуайтом Эйзенхауэром в 1950-х. Трамп не говорит, сколько людей он хочет выслать из Штатов. Институт миграционной политики подсчитал, что в 2022 году в США проживало 11,3 миллиона незарегистрированных мигрантов. Дональд и его последователи иногда намекают, что не против депортировать их всех. Например, Джеймс Вэнс, кандидат в вице-президенты, сказал, что начать можно с одного миллиона человек, а дальше – больше.
Но выслать из страны даже один миллион человек – очень сложная задача. Депортация в Штатах бывает двух видов – принудительная по решению суда и добровольная, когда человек уезжает сам. В 90-х и 2000-х в США обычно приезжали мексиканцы, которые могли легко уехать самостоятельно. Во время мирового финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, всё меньше людей хотело ехать в Штаты, и количество добровольных депортаций рухнуло.
Зато во время правления Барака Обамы кратно выросло число людей, высланных из США принудительно. Но даже Обаме удалось депортировать менее 400 тысяч человек за год – это гораздо меньше, чем хотят Вэнс и Трамп. Джо Байден был чуть более успешен, но исключительно из-за правил во время пандемии. Многие из тех, кто не попал в Штаты из-за ковида, вернулись туда позже.
Сейчас мигранты, пересекающие южную границу, пробуют запросить убежище. Это очень долгий процесс, и неудивительно, что на рассмотрении сейчас находится почти 4 миллиона дел. Однако пока дело рассматривается в суде, мигранта нельзя депортировать. А если ему откажут в предоставлении убежища, то он может подать апелляцию. Те мигранты, которые не запросили убежище и не зарегистрировались, могут быть высланы по ускоренной процедуре, и Трамп теоретически может расширить её на нелегалов, которые уже давно живут в Штатах. Правда, это потребует законодательных изменений.
Даже если Дональд решит атаковать мигрантов, которые давно обосновались в США, система столкнется с проблемами логистики и ресурсов. Чтобы найти и обучить персонал, который будет осуществлять надзор за нелегалами, нужны большие бюджетные ассигнации. Этому персоналу потребуется больше центров временного содержания мигрантов – то есть такие центры нужно будет строить и полностью обеспечивать. Наконец, высылать нелегалов придётся за счёт увеличенного числа авиарейсов. Расходы ведомств, которые занимаются этим сейчас, за 10 лет выросли на 78%, и это не предел.
Также прессинг мигрантов может обернуться политическими проблемами. Трампу придётся убеждать соседние страны принять своих граждан обратно. На этом поприще пока хорошо сработал Байден: в прошлом году он на некоторое время ослабил санкции в отношении Венесуэлы, и тем самым возобновил авиарейсы, которые вывозили депортированных мигрантов. Также недавно рейс с нелегалами вылетел в Китай – это был первый подобный случай с 2018 года. Но такая практика быстро прекратилась. А учитывая норов Трампа, возобновить её без дипломатических конфликтов вряд ли удастся.