
The Economist: почему международные организации отворачиваются от бедных стран

Вот уже 75 лет Всемирный банк считается главным источником финансирования развивающихся экономик. Его фонд помощи, Международная ассоциация развития (МАР), ежегодно распределяет примерно 30 миллиардов долларов по 78 самым бедным государствам мира. В этом году бюджет ассоциации пополнился на 100 миллиардов, которых должно хватить на три ближайших года. Но за большой цифрой скрывается грустная правда. Международные организации всё чаще отказывают в помощи бедным странам.
Как сообщил журнал The Economist, после пополнения бюджета президент МАР Аджей Банга выступил с речью, в которой радостно сообщил, что это крупнейшее пополнение фонда за всю историю. В целом его речь была позитивной, если бы не опущенные детали. Большинство стран-доноров вынуждены затягивать пояса. А небольшие увеличения пожертвований в фонд были нивелированы из-за сильного доллара. Это означает, что Всемирному банку придётся занимать деньги на финансовых рынках. В долгосрочной перспективе это будет серьёзным ударом.
МАР помогает разным странам. В каких-то доход на душу населения считается средним – например, в Бангладеш или Кении. А в иных половина граждан живёт за чертой бедности – например, в Нигере. Ассоциация предоставляет таким государствам доступ к дешёвым кредитам и грантам, которые зачастую не нужно выплачивать. Но поскольку банк сам будет вынужден занимать деньги у финансовых рынков, бесплатные гранты приходится постепенно урезать. Также и суммы, которые получают бедные государства, становятся всё меньше.
Ситуация в МАР отражает страшный тренд в международных финансах. Чтобы помочь развивающимся экономикам и разобраться с изменениями климата, банку нужно больше денег. Это, конечно, радует богатые страны, которые видят, что их пожертвования тратятся на одобренную экологическую повестку. Но со временем это ударит по беднейшим государствам, потому что они больше не смогут занимать столько же денег, сколько занимали раньше.
В октябре Международный валютный фонд заявил, что уменьшит надбавки – это дополнительные заградительные проценты, которые не давали странам со средним доходом брать больше денег из фонда. Само по себе это не проблема. Но утерянный доход МАР должна возместить. А сделать это можно только увеличив процент по кредитам для бедных стран. Получается, что экология по важности превзошла цель побороть бедность во всём мире.
Снижение объёма выдаваемых кредитов будет означать, что финансовый поток сам по себе направится в страны вроде Бангладеш и Кении. То есть бедных по сравнению с Европой, но более состоятельных, чем тот же Нигер. Однако если страны со средним доходом могут взять кредит на международном рынке, то у бедных государств вариантов намного меньше. А может и вообще не быть – Нигеру деньги от МАР обеспечивали 8% от ВВП в 2023 году. Ни один инвестор не захочет давать деньги такой стране. Кроме, пожалуй, Китая – он обычно во всём видит возможность заработать. И более того, Китай стал самым крупным жертвователем средств развивающимся государствам. Похоже, что Запад проигрывает и на этом фронте.