
Дипломатам России и США пока нечего сказать широкой публике

В Стамбуле прошёл очередной раунд российско-американских переговоров по нормализации двусторонних отношений. Переговоры длились шесть часов, но заявлений для прессы после них не последовало. С российской стороны делегацию возглавлял недавно назначенный посол в США Александр Дарчиев. С американской – зампомощника госсекретаря Соната Коултер. Обсуждали работу посольств и консульств. Украина заранее была исключена как тема из повестки ввиду отсутствия на текущий момент перспектив продвинуться дальше на этом направлении.
Накануне в российских новостных агентствах, со ссылкой на американский дипломатический источник, прошла информация о том, что США готовы к доукомплектации своего посольства в Москве дипломатами до количества, которое позволит выдавать гражданам России визы. Впрочем, не стоит воспринимать это буквально: готовность одной стороны ещё не означает, что другая пойдёт на нужные шаги безо всяких условий. Тем более, ранее представитель Госдепа Тэмми Брюс предупредила, что полноценная нормализация отношений между Москвой и Вашингтоном возможна только после разрешения военного конфликта на Украине.
И действительно, трудно представить восстановление работы что американской дипмиссии в России, что российской в США до прежнего уровня в условиях продолжения военных действий. Для этого всё же нужен какой-то позитивный сигнал (хотя бы частичный прогресс на переговорах по Украине). Дабы затем уже на более высоком уровне, нежели встреча экспертов или дипломатов второго ряда, объявить о восстановлении двусторонней дипломатии. Этот вопрос вполне мог бы быть вынесен на саммит России и США, но он должен быть подготовлен. Хотя частичный прогресс на «дипломатическом треке» вполне возможен. Но пока ограниченный.
В частности, посол Дарчиев уже сообщал, что Москва и Вашингтон договорились о гарантиях банковского обслуживания своих дипмиссий и перевода российских взносов в бюджеты международных организаций. Из-за санкций даже такие простые вещи стали проблемными. Москва давно ставит вопрос о возврате изъятой Вашингтоном дипсобственности. Это касается закрытых консульств в Сан-Франциско, Сиэтле и Нью-Йорке, а также ряда объектов, включая дачи, на Восточном побережье. Россия, кстати, тоже изъяла дачи у американцев в подмосковном Серебряном бору и закрыла консульства во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Накануне переговоров в Стамбуле Москва и Вашингтон произвели «обмен пленными», вернее заключёнными, что стало традиционным методом укрепления доверия накануне важных контактов. Россия передала США Ксению Карелину, имеющую двойное гражданство США и России. Она в прошлом году была осуждена на 12 лет за госизмену. По версии следствия, Карелина отправляла деньги на покупку для украинской армии предметов тактической медицины, экипировки, средств поражения и боеприпасов. Штаты освободили Артура Петрова, гражданина Германии и России, арестованного в 2023 году на Кипре по запросу Вашингтона за предполагаемый экспорт микроэлектроники.
Основные высылки дипломатов произошли в годы ещё первой администрации Дональда Трампа. Барак Обама первым на излёте правления выслал 35 российских дипломатов, обвинив их во вмешательстве в выборы в США. Владимир Путин выжидал более полугода, надеясь на нормализацию отношений. Однако летом 2017 года в ответ на пакет жёстких санкций он приказал выслать 755 американских дипломатов. Ограничив общую численность дипмиссии до 455 сотрудников. Трамп в марте 2018 года в качестве реакции на отравление Скрипалей в Солсбери выслал 60 российских дипломатов и закрыл консульство в Сиэтле. Консульство в Сан-Франциско было закрыто ещё осенью 2017 года. Затем последовали более мелкие взаимные высылки, последняя уже весной 2022-го. Москва запретила американской дипмиссии нанимать местный персонал, после чего гражданам России перестали вообще выдавать визы, сославшись на нехватку кадров.
Сейчас ни Москва, ни Вашингтон официально не сообщают, сколько их дипломатов работают в обеих странах. Из американских источников известно, что в Москве осталось 120 американских дипломатов против прежних 1200, но это было вместе с местным персоналом. В США по тем же данным работают 220 российских дипломатов, включая сотрудников дипмиссии при ООН и консульства в Хьюстоне.
До полного восстановления объёмов оказания консульских услуг в России американской дипмиссией пока далеко. До 2016 года гражданам России выдавали до 250 тысяч американских виз в год, работало ещё три консульства наряду с Москвой. Сейчас количество виз сократилось в десять раз, зато в пять раз выросла доля отказов на прошения. Визы США гражданам России можно получить только в третьих странах.
Разумеется, за этими переговорами наблюдают в Европе. В случае существенных подвижек по консульско-визовому вопросу ряд европейских стран, но далеко не все, могут пойти на частичные послабления в отношении русских (сейчас примерно половина стран Шенгена не выдают гражданам России туристические и другие визы, и даже не пускают к себе по визам, выданным другими странами). Визовую политику стран ЕС определяет Брюссель, а отдельные страны могут вносить свои нюансы. Главное же состоит в том, что Европа в целом занимает гораздо более «ястребиную позицию» по отношению к Москве и ещё плотнее увязывает перспективы будущих отношений с теми или иными сценариями развития военного конфликта на Украине.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции