
The Economist: как Дональд Трамп приблизил крах американской экономики

В Японии в 1990-х годах худшие дни рыночного кризиса обернулись крахом бирж, ростом доходности облигаций и падением иены. Теперь схожую комбинацию предстоит пережить и Штатам. С рынка поступают тревожные знаки, особенно по части облигаций и рынков валют. С 1 апреля доллар потерял 4% против ряда крупных мировых валют. И в то же время доходность казначейских облигаций за 10 лет повысилась на 0,3 процентных пункта.
В своё время в Японии кризис привёл к общему упадку внутри страны. Но, как отмечают журналисты издания The Economist, потери американской валюты могут плохо сказаться на всём мире. Ведь доллар и казначейские облигации США – безопасная гавань для глобального рынка. И вся финансовая система строилась на убеждении, что эта гавань всегда в безопасности.
Если бы доходность облигаций росла из-за экономического подъёма Штатов, то и доллар бы усиливал позиции. Но вместо этого доллар падает в цене, и инвесторы начинают нервничать по поводу экономической стабильности США. Они видят повтор уже известной закономерности: например, похожий кризис случался в Великобритании после катастрофического «мини-бюджета» Лиз Трасс в 2022 году, который пообещал гражданам снижение налогов. И хотя тарифы Дональда Трампа, безусловно, обеспечивает бюджет деньгами, эти доходы существенно снизятся, если правительству придётся выплачивать свои обязательства по облигациям.
Американский бюджет в принципе плохо держится. Мировой спрос на доллар и казначейские облигации позволил Штатам закладывать больше денег на расходы. Чистая задолженность федерального правительства составляет 100% от ВВП. За последний год США потратили на 7% от ВВП больше, чем получили. А на выплаты процентов ушло даже больше, чем на оборону. За следующий год долг чиновников вырастет до 9 триллионов долларов (примерно 30% от ВВП).
Тарифы Трампа, судя по всему, по Штатам ударят сильнее, чем по другим странам. Особенно с точки зрения репутации: американское законотворчество теперь кажется непоследовательным. Кто знает, чего ждать от тарифов на следующей неделе? И чувство дискомфорта уже выходит за пределы экономики. Взять хотя бы желание Трампа отобрать финансирование университетов, в которых учатся и работают его критики. Или же не давать доступа к государственным подрядам юрфирмам, которые работают с его оппонентами. Наконец, его предложение депортировать всех мигрантов в тюрьму в Сальвадоре без суда и следствия – все эти устремления президента расшатывают нормы, на которых строилось американское общество.
Таким образом, нетрудно представить минорные сценарии. Трампу может взбрести в голову подделать экономические данные или отобрать независимость у Федерального резерва. Последним, кстати, он уже занялся. И ведь именно сейчас институту, который борется с инфляцией, проблемы не нужны. Экономика и так несколько лет переживает период небывалого роста цен, а тарифы на пошлины повысят цены ещё больше.
Неудивительно, что инвесторы напряглись. И всё равно республиканцы делают вид, что кредитоспособность США не вызывает вопросов: 10 апреля Палата представителей одобрила черновик бюджета, который добавит примерно 6 триллионов долларов к дефициту за следующие десть лет. И сделано это так, будто бы снижения налогов, которые Трамп провёл в свой первый президентский срок, будут действительны и дальше. США берут на себя слишком много долгов и делают долларовую финансовую систему хрупкой и уязвимой в долгосрочной перспективе. А ведь всего неделю назад позиция доллара была сильной, и крах американской экономики выглядел невозможным.