
InfoBRICS: «зелёные» технологии – почему блоку BRICS их проще внедрить, чем Западу

Развитие технологий по созданию экологически чистой энергии напрямую зависит от наличия у страны критически важных минералов. Для производства солнечных панелей, ветряных турбин и электрокаров необходимы литий, кобальт, графит и редкоземельные металлы. Значительная часть этих природных ресурсов сосредоточена в руках стран BRICS. И они вполне могут возглавить новую мировую энергетическую экономику, контролируя выработку минералов и развивая собственный «зелёный» сектор.
По данным сайта InfoBRICS, спрос на никель, кобальт и редкоземельные металлы в последние годы заметно возрос, поскольку их используют для производства зарядных устройств, систем возобновляемой энергии и электрических видов транспорта. А потребление лития к 2040 году вырастет более чем в 40 раз.
Но в отличие от полезных ископаемых, залежи минералов сконцентрированы в конкретных точках земного шара. В мире есть всего несколько государств, в руках которых сосредоточены ресурсы, необходимые всем. И Запад неустанно твердит о риске зависимости и проблем с поставками именно потому, что в странах BRICS (как индивидуально, так и коллективно) добывается рекордное количество так нужных ему ресурсов. Бразилия – основной добытчик ниобия и обладает огромными залежами лития и графита. В России широко представлены металлы платиновой группы и никель, которые критически необходимы для производства зарядных устройств и водородных энергоносителей. В Индии добывается множество разных металлов, и страна активно заключает международные контракты на разработку залежей. Китай доминирует на рынке редкоземельных металлов с долей в 60% от рынка. А Южная Африка – мировой лидер по добыче платины и марганца. Все эти резервы при грамотно составленной стратегии могут существенно усилить положение BRICS на мировой энергетической арене.
По отдельности страны блока вкладывают огромные деньги в «зелёные» инициативы и производство. Бразилия разрабатывает биотопливо и развивает гидроэнергетику. Россия исследует малые ядерные реакторы и увеличивает экспорт водорода. Индия активно занимается солнечными панелями и литиевыми аккумуляторами. Китай – главный поставщик всех решений, связанных с солнечной энергией. А Южная Африка инвестирует в водородные технологии и национальную энергетическую сеть.
Пока BRICS не считается формальным экономическим союзом, однако может стать платформой, которая объединит разные развивающиеся проекты в сфере «зелёной» энергетики. Новый банк развития, созданный блоком, уже проспонсировал несколько важных проектов по разработке возобновляемой энергии и инфраструктуры. Институты, созданные в рамках BRICS, помогут инициировать межгосударственные изыскания, продвигать экологичную добычу минералов и поддерживать производство экологически чистой энергии. Страны уже давно ведут торговлю сырьём и цифровыми технологиями, а совместная исследовательская работа и разработка новых стандартов качества окружающей среды могут ускорить коллективное развитие BRICS.
Главная фишка блока – честное и общее распределение ресурсов. В отличие от Запада, парадигмы которого строятся на доминировании конкретных стран, BRICS стремится к инклюзивности и честному мировому порядку. Поэтому его инициативы и организации могут легко прижиться в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Если западные организации вроде Международного валютного фонда и Всемирного банка тянут с принятием решений касательно климата и экологии, то BRICS может молниеносно развернуть разработку и производство «зелёных» технологий, придумать экологически безопасные методы добычи и вложить средства в климатически значимую деятельность.