
Дональд Трамп креативит на ходу

Дональд Трамп решил расширить и углубить результаты встречи с европейскими лидерами и Владимиром Зеленским в Вашингтоне 18 августа, сделав ряд новых заявлений. Во-первых, он дал понять, что Украина Крым потеряла навсегда и ей надо с этим смириться.
Во-вторых, его туманное заявление по поводу Донбасса, когда Дональд заявил, что Россия уже контролирует регион на 79%. И, мол, в Киеве «должны понимать, что это значит». Это косвенно подтверждает наличие интенсивных переговоров по территориальному вопросу и то, что Трамп может поддержать требования Москвы в этой части. Правда, он ещё и добавил, что «Украина получит много земли». Что это означает, президент США не уточнял. Но возможно, те участки территории, которые российская армия контролирует в Сумской и Харьковской областях.
В-третьих, Трамп заявил о готовности Британии, Франции и Германии ввести войска на Украину после завершения войны – как часть пакета по гарантиям безопасности. Причём США согласны оказать им логистическую помощь и поддержку с воздуха. При этом Трамп предположил, что Путин возражать не будет, хотя позже Белый дом опроверг это заявление. К тому же до сих пор Москва категорически возражала против присутствия западных войск на Украине в любом качестве. Более того, официальный представитель МИД России Мария Захарова, реагируя на встречу в Вашингтоне, заявила, что это для России абсолютно неприемлемо. Выходит, нет никаких сигналов, которые бы свидетельствовали о том, что позиция Москвы в этом вопросе может поменяться.
Такая переговорная тактика Трампа довольно коварна: он на ходу вбрасывает всё новые и новые тезисы – как будто само собой разумеющиеся – которые на деле делают коридор для переговоров уже и уже. При этом партнёры-оппоненты по переговорам ставятся заранее в неудобную позицию. Если они отреагируют негативно на «новые вводные», то рискуют поссориться с президентом Америки. А делать этого никто не хочет. Идёт негласная борьба за его расположение. Если тезис о «европейских миротворцах» сужает переговорные возможности для Москвы (или ей придётся эти переговоры разорвать), то тезис по Крыму имеет примерно такой же эффект применительно к Украине. Как и упоминание Донбасса в контексте рассуждений о том, что Киев должен «проявить гибкость». Но Зеленский пока категорически не хочет выводить войска из Донбасса, чего, по данным многих источников, требует Путин в качестве условия своего согласия на остановку огня.
Примерно такой же расклад возник в связи с идеей-предложением Трампа провести трёхстороннюю встречу с участием его, Путина и Зеленского. Формально российский президент не против, а даже за. И Трамп говорит, что уже начал готовить такой саммит. Но сначала Путин и Зеленский должны встретиться на двоих. И хотя Зеленский тоже говорит, что он готов встречаться с Путиным, а Путин говорит, что готов встречаться с Зеленским, есть целый ряд нюансов.
Глава киевского режима заявил, что готов обсуждать территориальный вопрос только на трёхсторонней встрече (или один на один с Путиным). Однако Путин не поедет на встречу, если заранее не понятно, что может быть согласовано окончательно на таком двух- или трёхстороннем саммите. Именно поэтому Москва и выдвигает идею провести предварительно встречу – на уровне более высоком, чем стамбульский формат (во главе с Владимиром Мединским).
На этой встрече Москва выдвинет ряд условий, включая передачу того же Донбасса. А по максимуму могут быть выдвинуты условия по всем четырём областям: отдайте в административных границах, потому что в российскую Конституцию они записаны; дальше — возьмите на себя письменные обязательства не вступать в НАТО; дальше — возьмите на себя письменные обязательства по изменению режима, русский язык, права Украинской канонической православной церкви и так далее по списку; если вы готовы парафировать это соглашение, чтобы его потом подписали президенты, тогда саммит будет на троих. Если не готовы, то его не будет.
Европейцы и Зеленский хотят заключить соглашение о прекращении огня, а потом вести переговоры. Но Трамп в этом вопросе уже пошёл навстречу Путину. И с этой позиции пока не отступает. Москва же, со своей стороны, пока вообще не подтверждала и своего согласия на двухстороннюю встречу Путина с Зеленским, о подготовке которой недавно говорил Трамп.
Сергей Лавров на это ответил, что такая встреча возможна, но «должна быть тщательно подготовлена». Однако Трамп и тут старается сузить коридор для переговоров. На что Кремль ответил – косвенно через агентство AFP – встречным креативом. Пусть, мол, Зеленский приезжает к Путину в Москву. На что Зеленский уже успел ответить отказом. Значит ли это, что теперь в глазах Трампа глава киевского режима больше виноват в срыве переговоров? Пока не очевидно, но острая «игра в миротворчество» продолжается.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции