
Кто нужен Украине на переговоры?

Российская и украинская переговорные группы обсуждают новую встречу. На это намекнул пресс-секретарь Владимира Путин Дмитрий Песков. И одной из тем обсуждения является возможное повышение уровня главы делегации. Не с украинской стороны – это, в общем-то, никому не интересно. Киевский режим назначил руководителем министра оборона Рустама Умерова и готов поддерживать такой уровень. Важно то, кого будет посылать Россия.
Сейчас главой российской делегации является помощник президента по культуре Владимир Мединский. По мнению Запада, и киевского режима, это совершенно невысокий и недостаточный уровень. Эквивалент замминистра или даже ниже – кое-кто на Украине назвал его «секретарским». Да, в российскую делегацию, возглавляемую Мединским, как раз и входят заместители министров в роли его подчинённых, но всё равно такая фигура главы делегации рассматривается на Западе чуть ли не как оскорбление. И позиционируется как доказательство того, что Москва несерьёзно относится к переговорам.
Поэтому Запад рассчитывает, что новую делегацию возглавит хотя бы министр – иностранных дел Сергей Лавров или обороны Андрей Белоусов. Ну или, на крайний случай, кто-нибудь из руководителей администрации президента. Тогда в качестве паритета украинскую делегацию сможет возглавить глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак.
Москва к идее смены главы делегации относится нейтрально. На сегодняшний день Мединский полностью соответствует и уровню, и сути переговорного процесса. Просто потому, что с киевским режимом сейчас министрам говорить особо бессмысленно.
На всех предыдущих встречах стороны не смогли достичь никаких компромиссов, за исключением согласия на обмены пленными, а также передачу тел погибших. Это вполне может обсуждать и помощник по культуре. Что же касается вопросов безопасности, дипломатического признания новых территорий и так далее – то есть того, для чего нужен будет Лавров или Белоусов, – на сегодняшний день Киев ничего этого делать не готов. И не собирается.
Украинской делегации повышение уровня переговоров нужно лишь для более эффективного замыливания переговорного процесса, а также для имиджевой победы. Они хотят показать, что их инициатива была принята и выполнена Россией. Им нужна уступка со стороны Москвы, чтобы требовать каких-то новых показательных уступок – и при этом не вести никаких сущностных переговоров.
Россия же здесь исходит из классического принципа переговорного процесса: сначала переговоры на низком уровне и только после этого, если у рабочих групп есть серьёзный успех, в дело включаются министры с правом принятия решений. А затем, если всё согласовано на министерском уровне, наступает очередь президентов встречаться и ставить свои автографы под итоговым документом. Так и только так проводятся сущностные переговоры. России они нужны. А Украине – нет.
Текст подготовил: доцент Финансового Университета при Правительстве России Геворг Мирзаян
Озвучила: Лиилия Малчевская
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции