
«Белуга» подана: французский Airbus ищет место в небе над Россией

Транспортное подразделение Airbus планирует вывести на российский рынок авиаперевозок грузовые самолёты Airbus Beluga ST. Организацией будет заниматься авиаброкер Chapman Freeborn.
В компании рассчитывают на заказы по транспортировке вертолётов, двигателей и крупногабаритного оборудования для добывающих отраслей экономики. Российские эксперты отнеслись к планам французского производителя с должным вниманием, но с осторожностью в оценках, сообщил «Коммерсант».
Стоимость рейса из Европы в Россию будет составлять приблизительно полтора миллиона долларов. По словам представителей Airbus, компания больше всего рассчитывает на коммерческие заказы предприятий, работающих в сфере энергетики и космоса. У себя на родине производитель использует пять Airbus Beluga ST, которые перевозят крупногабаритные детали их собственных самолётов, производимых на разных заводах в Европе. По мере поступления в авиапарк новой модификации Beluga XL, прежние модели будут выводиться из производства.
Среди характеристик, делающих самолёт уникальным, можно отметить поперечное сечение Beluga, которое является самым большим в мире. Это даёт возможность перевозить грузы до семи метров по ширине и по высоте. Грузовой отсек в длину составляет почти 40 метров с предельной грузоподъемностью 40 тонн. При полной загрузке дальность полёта составляет две тысячи километров. В качестве конкурентного преимущества в компании привели пример перевозки российского вертолёта Ми-8, для чего достаточно лишь демонтировать лопасти, тогда как при транспортировке его отечественной авиатехникой приходится снимать хвостовую часть.
Перевозки «Белугой» могут составить конкуренцию компании «Волга-Днепр», которая, по мнению экспертов, вполне покрывает российские потребности. Однако, по словам директора компании «Инфомост» Бориса Рыбака, предложение Airbus вряд ли способно изменить расстановку сил на мировом рынке авиаперевозок. Это очень специфическая услуга и перевес остаётся за российскими самолётами Ан-124 и Ил-76 перевозчика «Волга-Днепр». Также серьёзная доля рынка принадлежит украинской Antonov Airlines, которая эксплуатирует транспортный Ан-225, по многим параметрам сопоставимый с «Белугой».
По словам исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, самолёт Beluga ST становится экономически более выгодным, если перевозимый груз будет стоить свыше нескольких десятков миллионов долларов. В России интерес к «французу» будет скорее «теоретическим», ведь он может понадобиться лишь в совсем уникальных случаях.