
Дизайнерская строгость: как менялась униформа стюардесс

Недавно российская авиакомпания S7 разрешила бортпроводникам иметь татуировки и яркие волосы. Этот шаг кажется революционным для профессии, в которой традиционно сложились строгие требования к внешнему виду.
С момента своего появления в 1919 году гражданская авиация использовала милитари-образы сотрудников для внушения пассажирам чувства уверенности и надёжности. Изначально бортпроводниками работали исключительно мужчины, а их униформа ничем не отличалась от костюма пилотов. С 30-х годов в профессию начали активно приходить женщины. Для демонстрации командной общности с лётным составом стюардессам было решено сделать униформу в виде строгого костюма из жакета и юбки, сообщил «РБК.Life«.
В СССР профессия бортпроводника стала женской после Великой Отечественной войны. Тогда же у советских стюардесс появился стандарт униформы в виде тёмной шерстяной юбки, жакета, шёлковой блузы и берета. Обязательную форму стюардесс ввели только в 1954-м году. Она была разработана Общесоюзным домом моделей и представляла из себя строгие тёмно-синие костюмы с плащом и фетровой шляпкой.
В 60-х авиаперелёты стали общедоступными, что вылилось в рост конкуренции между компаниями. Одним из инструментов борьбы за потребительское внимание стала униформа стюардесс. В то время началась золотая эра этой профессии. Строгие костюмы бортпроводниц сменились соблазнительными нарядами от Пьера Кардена, Эмилио Пуччи и других известных дизайнеров.
В Советском Союзе униформа оставалась в рамках приличия, но игнорировать международные тренды руководство страны не собиралось. Отечественных стюардесс одели в малиновые костюмы с золотыми пуговицами. Впрочем, к середине 80-х всё вернулось к привычной строгости в виде тёмно-синих жакетов и расклёшенных юбок.
Затем на Западе в моду снова начала возвращаться идея надёжности и ответственности в униформе. Тем не менее, связь авиакомпаний с модными домами не прервалась. Ив Сен-Лоран и Кристиан Лакруа продолжили работать над формой бортпроводниц. В то время сотрудницы могли находиться на рейсах исключительно в юбке. Повсеместно им разрешили носить униформу с брюками только к 2005 году.
На излёте советской эпохи одежда отечественных бортпроводниц регулярно менялась. В одни периоды она была привычного тёмно-синего цвета, в другие — красного. Современный вариант появился только в 2009-м. Его разработало дизайнерское бюро Юлии Бунаковой и Евгения Хохлова. Это летний костюм цвета «красный мандарин» и тёмно-синяя зимняя форма, которые до сих пор используются «Аэрофлотом».