
Politico: почему китайские авиалинии в выигрыше от санкций

Рейсы европейских авиалиний в Китай стали более длительными, дорогими и даже редкими. Многие компании отменяют полёты в Поднебесную. А вот у китайских перевозчиков таких проблем нет. Всё потому, что Европа сама себе поставила подножку, введя санкции против России и запретив своим авиакомпаниям пользоваться российским воздушным пространством. В результате европейцы начали проигрывать конкуренцию китайцам.
Как сообщило издание Politico, западные операторы вынуждены перестраивать маршруты для пассажирских и грузовых авиарейсов так, чтобы не попадать в воздушное пространство самой большой страны в мире. Недавнее исследование индустрии показало, что рейсы из всех европейских аэропортов, находящихся к северу от пятидесятой параллели северной широты, на ряде маршрутов летят как минимум на 100 минут дольше. Среди таких аэропортов – воздушные гавани Лондона, Парижа, Брюсселя, Амстердама и Франкфурта-на-Майне. Аэропорты скандинавских столиц пострадали ещё сильнее – из них по некоторым маршрутам самолёты летят более чем на 200 минут дольше. Стоимость билетов в азиатских направлениях в среднем повысилась на 5-15% в зависимости от аэропорта.
При этом авиалинии сами вынуждены расплачиваться за повышенный расход топлива и увеличенные смены пилотов и экипажей. А это, в свою очередь, ставит под вопрос рентабельность рейсов. Несколько операторов, включая Lufthansa, British Airways и польскую LOT, временно отказались от полётов в Азию.
После череды отказов от рейсов в Китай Еврокомиссия пообещала изучить вопрос конкуренции на международных маршрутах. Но специалисты авиационной индустрии сомневаются, что Брюссель сможет как-то помочь операторам. Теоретически Евросоюз должен возместить авиалиниям потери, которые они несут из-за политических решений блока. Но вряд ли Еврокомиссия или хоть одно правительство европейской страны так расщедрится.
Зато китайские и другие неевропейские перевозчики увидели свой шанс и увеличили количество рейсов между Азией и Европой. За прошедшее лето компания China Eastern Airlines увеличила объём перелётов в Европу до 19 маршрутов и 244 рейсов еженедельно. Оператор China Southern Airlines теперь обслуживает 11 маршрутов в Европу. А крупнейший перевозчик Поднебесной Air China летает в европейские столицы 53 раза в день и обслуживает целых 32 маршрута. Для сравнения – даже по подсчётам самих китайцев в 2019 году эта цифра была на 116% меньше.
Теперь китайские авиакомпании обслуживают 77% трафика между Китаем и Европой. А на некоторых рынках вроде Италии и Великобритании китайцы теперь и вовсе господствуют, обеспечивая 100% и 95% рынка соответственно. Западные авиалинии пока молчат, несмотря на сложившуюся несправедливость. Конечно, они могут призвать Китай соблюдать санкции в отношении воздушного пространства России, но Пекин в принципе никаких антироссийских санкций не признаёт и уж точно не будет слушать европейских авиаперевозчиков. Поэтому единственное, что могут сделать западные авиалинии – это ожидать окончания СВО и отмены санкций.