
Кошмар без выходных: как преодолеть культуру суеты

Навредить бизнесу могут не только непродуктивные сотрудники. Слишком деятельные люди тоже оказываются неэффективными или вовсе разрушают компанию.
Мода на трудоголизм не исчезает даже под страхом потенциального выгорания. Удалённый формат работы высвободил часть времени и многие сотрудники включили его в рабочий процесс. Такое отношение к собственной занятости породило термин «токсичная продуктивность». Психологи называют «культурой суеты» ситуацию, когда сотрудник не умеет отдыхать, отказывается от хобби и общения с друзьями, сообщил «РБК.Pro«.
Главная угроза подобного поведения — в потере качества. Это неизбежно при стремлении сотрудника к высокой продуктивности. Результат на самом деле почти не зависит напрямую от потраченного времени, а постоянное напряжение не приносит ожидаемой пользы. Используя позитронно-эмиссионную томографию, учёные Калифорнийского университета выяснили, что упорно работающий мозг показывает скудный результат. Больший эффект даёт сочетание с последующим «режимом ожидания». К тому же, уставший человек чаще ошибается.
Особенно разрушительный эффект для бизнеса даёт такой руководитель. Работа в его коллективе становится кошмаром без выходных и отпусков, но не все готовы работать на износ. При достижении хороших результатов лидер такого формата будет поднимать планку и в результате получит команду выгоревших сотрудников.
Возвращать на землю стахановца непросто. Как правило, он играет роль жертвы, принесённой на алтарь успеха всей компании. Если не оказать психологическую помощь, со временем он будет винить всех коллег, отказывающихся следовать его примеру.
Высокая скорость выполнения поручений приводит к обратному результату. Она не даёт раскрыть природный талант или применить способности человека. Таким поведением чаще грешат стартапы, что приводит к текучке кадров.
В современной литературе по психологии феномену токсичной продуктивности уделено много внимания. Оказалось, чаще всего так ведут себя люди с детскими травмами. Но иногда руководитель может использовать этот подход, прикрывая свою некомпетентность.
«Культуру суеты» порождает неспособность правильно организовать рабочий процесс и внятно ставить задачи. В результате сотрудники находятся в непрерывном стрессе. Падает их вовлечённость и результативность. Чтобы этого избежать, необходимо ввести жёсткие границы и чёткие KPI. Процессы, отнимающие много времени и приводящие к минимальным результатам, нужно исключить из бизнес-модели.