
Опасный франчайзинг: что прописать в договоре для сохранности бизнеса

Неправильно оформленная продажа франшизы способна разрушить не только конкретное заведение, но и весь бизнес франчайзера. Однако при грамотном составлении договора печальных последствий можно избежать.
Сегодня в России франчайзинг не регулируется отдельным федеральным законом. Это молодая отрасль, правила в которой временами корректируются вслед за изменениями в судебной практике. И поскольку строгого перечня условий договора не существует, при его составлении у предпринимателей возникает масса вопросов. Чтобы защитить своё дело, стоит учесть ряд важных моментов, сообщил «РБК.Pro».
У каждой франшизы есть свои стандарты, поддерживающие целостность сети и доверие к бренду. Например, в ресторанном бизнесе стандартизируют перечень и рецептуру блюд, дизайн и правила обслуживания клиентов. Отсутствие таких стандартов означает полную свободу действий франчайзи. Для начинающих бизнесменов это может обернуться негативными отзывами и снижением лояльности к бренду. Чтобы избежать таких последствий, в договор следует внести пункт об обязательном соблюдении стандартов с указанием места их размещения.
Отсутствие ограничений по территории и числу заведений чревато падением выручки. Если риск перенасытить город или район открытыми точками и создать конкуренцию между предприятиями франшизы, что приведёт к закрытию всех заведений. Таким образом, в договоре важно указать «охранный радиус», то есть расстояние, на котором заведения одной сети должны находиться друг от друга.
Франчайзеру важно обеспечить конфиденциальность бизнес-модели, иначе недобросовестные партнёры могут воспользоваться информацией об открытии заведения и начать строить свой бизнес в обход франшизы. В итоге злоумышленник получает готовое дело без дополнительных вложений. Так что франчайзерам стоит прописать в договоре условия конфиденциальности передаваемых ими данных.
Помимо этого, договор должен предусматривать согласование маркетинговых кампаний. Ведь если ошибётся один франчайзи, пострадает репутация всей сети. Прописанные правила относительно оформления рекламы позволят франчайзеру расторгнуть договор в одностороннем порядке, если что-то пойдёт не так. А чтобы снизить риски нарушений в целом, в договоре важно прописать меры ответственности за несоблюдение оговорённых условий: от предупреждений и штрафов до расторжения соглашения.