
Пересядут ли чиновники на российские авто

В России продолжается кампания по импортозамещению. С новыми инициативами выступил президент Владимир Путин. Он предложил чиновникам «быть поскромнее, чем раньше» в вопросах служебного автотранспорта и заявил, что отныне закупок машин у зарубежных производителей не будет.
«Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено. И все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях», — резюмировал Путин. Казалось бы, сказал – и сказал. Попытки пересадить чиновников на продукцию российского автопрома предпринимались ещё в 90-е годы, однако ничего из этого не вышло. Служебные машины немецкого производства как стояли в ведомственных гаражах, так и стоят до сих пор. Но сейчас всё-таки другая ситуация.
Во-первых, ни в 90-е, ни в нулевые, ни даже в 10-е годы в отношении России не было такого масштабного санкционного давления. Запад постоянно вводит новые санкции, пакет за пакетом. И он не может остановиться, ведь если новых пакетов больше не будет, то у кого-то может возникнуть впечатление, что Запад санкционную войну сворачивает. Поэтому для новых пакетов выдумываются всё новые и новые пункты. Рано или поздно очередь дойдёт и до продукции люксового автопрома. А значит российской власти лучше самой от этой продукции отказаться заранее, разместив соответствующие заказы на отечественных предприятиях.
Если же Запад до автопрома не дойдёт, то это может означать лишь одно: поставляемые в Россию машины напичканы различным разведывательным оборудованием и другими инородными вещами, вплоть до средств уничтожения автомобиля. А значит, и это во-вторых, на кону стоит вопрос обеспечения безопасности. Стоит гораздо острее по сравнению и с девяностыми, и с нулевыми, и с десятыми годами.
В-третьих, отечественный автопром уже давно не ассоциируются с каким-то бесполезным хламом и металлоломом. Российские заводы научились выпускать вполне себе достойные машины, как минимум на среднем уровне. А значит среднестатистический чиновник не будет испытывать какого-то особенного дискомфорта от использования этой машины. Да, у неё не будет представительности, как у ряда немецких марок. Но в этом случае с имиджевой точки зрения станет гораздо выгоднее ездить на российских машинах, а не на зарубежных. Прежде всего, имиджа внутриполитического.
И это самый важный, четвёртый момент президентского решения. Ни в девяностые, ни в нулевые, ни в десятый годы перед властью не стояла задача выглядеть как можно ближе к народу. Сейчас это уже не вопрос какого-то популизма – на кону выживание государства. В России сформировалось гражданское общество, которое является оплотом власти в нынешней войне с Западом. И если не быть своим для этого общества, если не показывать, что власть всегда с народом, то эта поддержка может резко снизиться. Что чревато либо поражением в войне, либо патриотическим майданом.
Вероятно, именно этими соображениями и руководствовался президент в своём решении. Правильными, продуманными соображениями. Однако теперь вопрос в том, будут ли чиновники реализовывать его указания? Формально, конечно, у нас есть вертикаль власти, но по факту не раз, не два, не десять элементы этой вертикали замыливали или даже саботировали решение вышестоящего начальства. Поэтому было бы хорошо поставить перед ответственными за покупки автомобилей вопрос ребром: или чиновники пересядут, или ответственные сядут.
Текст подготовил: доцент Финансового Университета при Правительстве России Геворг Мирзаян
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции