
Politico: хватит ли Европе триллиона бюджетных евро

В среду, 16 июля, Урсула фон дер Ляйен представит новый план бюджета Евросоюза на ближайшие 7 лет. Эта презентация будет знаковой для Урсулы как для президента Еврокомиссии. План будет работать с 2028 по 2034 годы, а время до 2028-го отведено для переговоров. Судя по тому, что на дворе 2025-й, Урсула готова к серьёзным битвам за каждый евро, потому что план должны единогласно одобрить все члены ЕС.
Как отметило издание Politico, новая Многолетняя программа финансового развития должна быть составлена с учётом беспрецедентных сложностей, с которыми ЕС пришлось столкнуться в последнее время. Среди них – торговая война со Штатами, российско-украинский конфликт, возросшая конкуренция с Китаем, война на Ближнем Востоке, изменения климата, возросший уровень миграции и подъём ультраправых сил, выступающих против Брюсселя.
Текущий основной бюджет Евросоюза составляет 1,2 триллиона евро. Но это всего лишь 1% от общего ВВП ЕС. Возникает вопрос, насколько Брюсселю нужно увеличивать бюджет. И тут всё сильно зависит от страны. Например, Германия и Нидерланды вообще не хотят увеличивать бюджет, а Франция выступает едва ли не за его удвоение.
Эксперты считают, что такой разброс можно нивелировать и поднять бюджет всего на 20-30%. Тогда общая сумма вырастет до 1,3% от ВВП, а это уже серьёзное улучшение. Евросоюзу придётся пересматривать финансирование оборонной и энергетической отраслей. Есть также мнение, что бюджет нужно поднимать сразу до 2% от ВВП. Такой резкий скачок позволит выделить 800 миллиардов евро, необходимые для восстановления конкурентоспособности производства. А деньги по-прежнему предлагается передавать Брюсселю: раз там принимаются ключевые решения, то местные чиновники и будут отвечать за координацию трансграничных инфраструктурных проектов и закупки вооружений.
В частности, Еврокомиссия хочет создать новый фонд конкурентоспособности, который будет обеспечивать ключевые секторы и поддерживать научные изыскания. Кроме того, фон дер Ляйен хочет объединить фонды солидарности и сельскохозяйственного сектора в один, чтобы упростить ведение бюджета. Вдобавок будет создан фонд внешней политики, в котором будут вращаться средства для финансирования дипломатических усилий и гуманитарной помощи. К слову, многим странам не нравится сама идея распределять деньги европейским фермерам и экономически нуждающимся регионам через фонды.
Но куда острее стоит вопрос, откуда брать деньги. В политических кругах уже разгорелись жаркие дебаты о том, стоит ли включать так называемые «собственные ресурсы» в бюджет Евросоюза. Среди рассматриваемых вариантов – увеличение отчислений из существующих налогов или финансовых механизмов стран. Теоретически реформа позволила бы снять напряжённость касательно взносов отдельных стран в общий бюджет – речь идёт о печально известном «чистом балансе», разнице между тем, сколько страна платит в казну ЕС, и сколько получает обратно. Есть страны-доноры вроде Германии, Швеции и Нидерландов, которые вкладывают на порядок больше, чем получают. И жители этих стран вряд ли согласятся платить ещё больше только ради того, чтобы их правительство вписалось в новый план расходов ЕС.
Так что что бы ни писала фон дер Ляйен в своём плане, странам Евросоюза нужно коллективно решить, чего они хотят добиться, и каким образом. Что должно решаться в Брюсселе, а что каждая страна должна решать самостоятельно. История показывает, что кардинальных изменений в Многолетнюю программу финансового развития никто никогда не вносит. И учитывая, насколько разнятся доходы и ситуации 27 стран-участниц ЕС, вряд ли в этот раз что-то изменится