
Состав-призрак: почему секретные поезда СССР внушали ужас Пентагону

До 1991 года по СССР курсировали 12 секретных поездов, с виду похожих на товарные. Каждый из них нёс ядерные боеприпасы «Молодец» и был настоящей головной болью для американцев. Ударить по таким составам заранее было невозможно, поскольку разведкам Запада не удавалось вычислить график их движения.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс поражал цели на дистанции 11 тысяч километров, и он был не один. В 91-м на Плесецком полигоне прогремел такой взрыв, что в дальних сёлах повылетали стёкла, а жители на какое-то время потеряли слух. После детонации в небе появился разноцветный облачный гриб. Так военные тестировали устойчивый к ядерному взрыву комплекс «Сдвиг» – супероружие, о котором СССР мечтал с 60-х и получил всего за 10 месяцев до развала, сообщило интернет-издание Lenta.ru.
«Поезд номер ноль» – это комплекс из 12 поездов и 36 пусковых установок, каждая из которых несла 10 ядерных боеголовок по 550 килотонн. Идея боевых поездов родилась в Штатах, а к Первой мировой больше всего бронепоездов выпустила Германия. России пришлось догонять. Но впоследствии отчасти благодаря бронепоездам в Гражданской войне победили большевики. В ходе Великой отечественной эти установки уже сражались с европейскими, а в эру ядерной гонки американцам и СССР пришла идея объединить бронепоезда со стратегическим вооружением.
Разработка железнодорожного комплекса легла на плечи академиков Алексея и Владимира Уткиных. Сразу же встал вопрос, как же перевозить вооружение: ведь ни одно железнодорожное полотно не смогло бы выдержать установку весом в 135 тонн.
Пусковые вагоны пришлось строить в одной сцепке и оснащать восемью колёсами, чтобы равномерно распределить нагрузку. У каждого вагона были выдвижные опоры с гидравликой, которые в боевой позиции автоматически выдвигались и упирались в грунт. Чтобы не убить экипаж, ракеты запускали миномётным способом. Заряд выбрасывал снаряд на 20 метров в небо, а затем в хвостовой части срабатывал мини-двигатель. Ракету кренило вбок, и пламя из сопла уходило в сторону.
Один состав «нулевого поезда» включал 17 вагонов: семь командных и три с пусковыми установками и ракетами, дизельную электростанцию, радиоцентр и цистерны с горючим, а также вагоны-склады, общежития, кухни и столовые. Тянули поезд три тепловоза ДМ62. Каждый имел фильтры и систему вентиляции, чтобы личный состав мог дышать при радиационном заражении. Дежурили в поезде 70 военных, а основная команда несла пост как в подлодке.
Позже для поезда создали ракету Р-23 «Молодец», способную уничтожить целую европейскую страну. Американцы пытались вычислить маршруты поездов со спутников. Но составы успешно маскировались под грузовые и пассажирские поезда, двигались по общим магистралям и меняли места дислокации, за что их окрестили «поездами-призраками».
В середине 80-х Штаты возобновили аналогичный проект с ракетами «Миротворец», мощность которых чуть уступала советским. Однако с распадом Союза проект свернули, а с заключением договора о сокращении стратегических наступательных вооружений значимость «поезда номер ноль» упала. Ракеты «Молодец» ликвидировали, а два состава последнего поезда передали в музеи.