
Стратегический подход: как и зачем исследовать конъюнктуру рынка

Понятие рыночной конъюнктуры подразумевает ситуацию на рынке в конкретный момент. Она определяется состоянием спроса и предложения. Главным источником для изучения рыночной конъюнктуры является теория циклического развития экономики. Согласно классическим канонам, один цикл состоит из четырёх фаз: кризис, депрессия, оживление и подъём.
Существует два вида конъюнктуры рынка. Первый – благоприятный, при котором объём производства растёт стабильно, предоставляя возможность предсказывать стоимость товаров и услуг. Второй вид – неблагоприятный, когда стремительно падает производство и продажи, и нет предсказуемости экономических процессов. Конъюнктура рынка формируется постоянными и непостоянными факторами. Условно их можно разделить на четыре группы: экономические, политические, социальные и форс-мажорные, сообщил журнал «Генеральный директор«.
Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры полезны для бизнеса. Главная цель такого исследования – оценить влияние деятельности компании на экономику. Как правило, результат анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка специалисты оформляют тремя обзорами. Сводный доклад отображает общие показатели, полученные после отслеживания рыночной динамики и особых условий. Он наглядно демонстрирует связь между конъюнктурой отдельных товаров или услуг.
Второй обзор называют тематическим. Он содержит информацию о ситуации с определённым товарным рынком, отражая существующие проблемы. В третьем обзоре, который называют оперативной информацией, содержатся данные, которые специалисты расценивают как сигналы процессов, меняющих конъюнктуру рынка.
Грамотно проделанная работа позволит спрогнозировать объём продаж и в целом определить дальнейшую стратегию развития. Также анализ позволяет узнать самые актуальные сведения о рынке. Руководитель бизнеса сможет понять, какие продукты и услуги сейчас наиболее актуальны, как работают конкуренты, чего хочет целевая аудитория и как удовлетворить её потребности. И, наконец, специалисты отдела стратегического планирования за счёт анализа выявят конъюнктурообразующие факторы рынка, установят между ними взаимосвязи и составят долгосрочные прогнозы для компании.