
Стыд без причины: как перестать испытывать чувство вины

Многие люди смогли преодолеть переживания от ситуации в мире и вернулись к прежней жизни. Но теперь даже привычные события стали восприниматься с долей сомнения.
Люди отказываются от празднования дней рождения, свадеб и других торжеств, а также перестают делиться в соцсетях радостными моментами. По мнению гештальт-терапевта Анастасии Галашиной, в таких ситуациях нужно разобраться в первопричинах чувства вины, сообщил журнал Inc. Russia.
Это чувство с детства учит соблюдать социальные нормы и работать над ошибками, когда ребёнок ведёт себя как-то не так. Но есть ситуации, когда сам человек ничего предосудительного не совершал и не может повлиять на события. Такую вину специалисты называют «невротической» или «нереальной».
Корни такого явления тоже уходят в детство, когда у ребёнка возникает чувство вины, а причина ему не ясна. Например, когда мама расстроена, но не объясняет почему, малыш может принять всё на свой счёт. Он не понимает, почему виноват, но действительно чувствует себя таковым.
Вполне возможно, именно сейчас многие, как говорится, «достают из глубин детства» эти переживания, когда видят чужую боль и даже слышат обвинения в свой адрес. В таких случаях нужно посмотреть на ситуацию отстранённо и понять собственные глубинные чувства. Это может быть страх за близких, сострадание, сочувствие и так далее.
Переживания, как правило, очень сложны и лучше справляться с каждым из них по отдельности. Осознав всю картину происходящего, можно почувствовать облечение. Чувство вины может быть полезным, только если приводит в итоге к конструктивным действиям. Человек не может бесконечно пребывать в стрессе, поэтому первыми после начала спецоперации в нормальную жизнь вернулись люди с сильными адаптивными способностями.
В любой ситуации лучше всего работает искренность. Если хочется поделиться радостью, можно в равной степени делиться сомнениями и печалью. Социальные сети — это огромное пространство для общения. Тут можно попросить поддержку, делиться воспоминаниями и получать обратную связь от других. Ситуация с блогерами другая — они вещают на тысячи и даже миллионы человек, поэтому нужно внимательно оценивать свои слова. В сложившихся реалиях важно проявлять эмпатию к людям по ту сторону экрана.