
The Economist: как политика Дональда Трампа вредит американским брендам

Американская «мягкая сила» десятилетиями помогала продвижению брендов за рубежом. Однако в последнее время с маркетингом у американцев туго. В апреле компания Carlsberg, которая разливает Coca-Cola в Дании, обнаружила, что потребители стали бойкотировать напиток и делать выбор в пользу датской альтернативы. За это Coca-Cola может поблагодарить Дональда Трампа, который разозлил датчан (и многих других потребителей по всему миру) своими разговорами о территориальной экспансии и развязыванием торговой войны.
Журнал The Economist процитировал исследование аналитической компании Nira Data, которая опросила более 100 тысяч человек в 100 странах и подсчитала, что количество людей с неприязнью к Штатам на 5 процентных пунктов превышает количество тех, кто не имеет ничего против США. По сравнению с прошлыми опросами изменения налицо: отношение рядовых граждан к Штатам резко ухудшилось, и иногда к этой стране относятся даже хуже, чем к Китаю.
Действия американского лидера начали сказываться на продажах компаний. Настоящий коллапс продаж случился в Канаде и Дании после заявлений Трампа о том, что обе страны должны войти в состав США. В апреле 61% канадцев в опросе указали, что начали бойкотировать американские продукты. А в начале года Онтарио и Квебек – две крупнейших провинции Канады – сняли с продажи американский алкоголь, который продавался в магазинах, принадлежащих государству. Это сильно ударило по бренду Jack Daniel’s. Американский гигант Kraft Heinz, тоже несущий убытки, изменил рекламную кампанию и теперь пытается напомнить канадцам, что на территории их страны производит продукты из местных ингредиентов. А в Дании в игру против Штатов вступил крупнейший ритейлер, Sailing Group, который начал маркировать европейские бренды, чтобы покупателям было проще избегать американской продукции.
В марте Европейский Центральный Банк попросил респондентов определить по шкале от 1 до 100, насколько высока вероятность того, что они полностью откажутся от американских продуктов в случае, если США введут единый высокий тариф на импорт всех товаров европейского производства. Медианный показатель составил 80 баллов. То есть европейцы готовы поступиться дешевизной и защитить домашние бренды.
Это не может не беспокоить американские компании, которые каждый год зарабатывают на экспорте 8 триллионов долларов. Аналитики сравнили, как мнение на действия американского правительства сказывается на предпочтениях в пользу американских же брендов. Сильнее всего корреляция оказалась в сфере технологий, пищепрома, автомобильного производства, а также здравоохранения. Зарубежные потребители легко могут отказаться от американских чипсов, но вряд ли – от американских соцсетей. Но даже несмотря на такую привязанность, многим американским брендам теперь придётся смириться с тем фактом, что их «национальность» теперь не бонус, а обуза.