
The Economist: как рушится бизнес-модель Германии

В Германии грядут выборы, по итогам которых канцлер Олаф Шольц гарантированно лишится рабочего места (если только раньше его не уволит собственная партия). В преддверии этих выборов страна находится в страхе деиндустриализации. Нехватка и дороговизна энергоресурсов, растущая конкуренция с Китаем и перспектива повышения ввозных пошлин в Штаты на 10-20% буквально рушит привычную немецкую бизнес-модель.
Несмотря на сильных инженеров и возможность проводить базовые исследования, Германия отстаёт в плане новых технологий. Журналисты издания The Economist напомнили, что последней попыткой немцев создать успешный крупный стартап была фирма SAP, основанная в начале 1970-х. А сейчас в Германии почти нет таких проектов, да и компаний-«единорогов» там совсем мало.
Но этого следовало ожидать. Немецкая индустрия, особенно малого и среднего масштабов, всегда сосредотачивалась на поступательных инновациях. Она совершенно не готова к резким технологическим прорывам вроде изобретения электрокаров. Связи промышленных гигантов с банками и политиками привели к тому, что компании расслабились и не торопились проводить важные реформы. Какое-то время рост на зарубежных рынках позволял Берлину получать хорошие доходы. Но основная модель бизнеса была заточена под экспорт, и когда темпы глобализации снизились, страна осталась без прибыли.
До пандемии в Германии практически не было реального роста ВВП. Аналитики делают хорошие прогнозы, но не принимают во внимание торговую войну, которую ведёт Дональд Трамп. Крупнейший автопроизводитель Европы Volkswagen впервые за всю 87-летнюю историю столкнулся с необходимостью закрывать фабрики и увольнять 30 тысяч человек. Кстати, уровень безработицы в Германии тоже начинает расти, хоть и медленно.
После начала СВО и отказа Берлина от дешёвых российских ресурсов немецкие фирмы столкнулись с резким увеличением расходов. Для страны, где едва ли не 20% валовой добавленной стоимости приходится на производство, это настоящий удар. С 2022 года уровень промышленной выработки Германии остаётся самым низким в Европе. Заказов из-за рубежа не поступает, запланированные инвестиции откладываются или утекают в другие страны. Пострадали даже ретейлеры – многие закрывают магазины или стараются снизить расходы на энергию.
Кроме того, Германия начинает проигрывать Китаю. В 2000-е и 2010-е годы Берлин вполне мог удовлетворить аппетиты китайцев на машины, химические продукты и технику. В период между 2015 и 2020 годами экспорт в Китай вырос на 34%, хотя у остальных стран он падал. До 2020 года Китай в основном импортировал машины. А в 2023-м внезапно стал самым большим автоэкспортёром. Из клиентов китайские фирмы превратились в мощных конкурентов, из-за которых страдает малый и средний немецкий бизнес. И это не первая волна шока – Германии грозит и вторая. Внутренний рынок Китая перенасыщен товарами, и китайцы ищут, куда бы сбыть излишки. Естественно, цены при этом более чем конкурентные, что может ударить по Германии как на её собственном рынке, так и за рубежом.
Судя по всему, Берлину нужно перестраиваться и прекращать делать ставку исключительно на промышленность, особенно автомобильную. Индустриальную модель придётся менять. Правда, для этого придётся менять и мышление немцев, которые десятилетиями были уверены, что бизнес-модель, нацеленная на производство и экспорт, – самая эффективная.