
Удары по НПЗ: насколько сильно страдает нефтяная отрасль

ВСУ стали регулярно бомбить российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с помощью дронов. Только на этой неделе инциденты произошли в нескольких регионах. Иногда попадание беспилотника временно парализует работу заводов: они попадают в резервуары с топливом или установки для каталитического крекинга. Но если пожары от воспламенения горючего можно быстро ликвидировать и продолжить работу в штатном режиме, то с установками для крекинга всё не так просто.
Это ключевое оборудование для любого НПЗ, которое дорого стоит и отвечает за половину объёма работы. Например, «Лукойл» в своё время потратил на эту технику свыше ста миллиардов рублей, а её производство и наладка занимают несколько лет. Каталитический трекинг даёт заводу возможность выпускать светлые нефтепродукты. Если установка повреждена, то НПЗ либо прекращает выпуск бензина, либо переходит на выработку тёмных нефтепродуктов, сообщил сайт BFM.ru.
За 2023 год российские НПЗ переработали 275 миллионов тонн нефти. Пострадавшие от терактов предприятия суммарно перерабатывали 34 миллиона тонн, при этом на них приходится треть всего бензина, который производится в стране. Так что если два НПЗ встанут на паузу из-за повреждений, то поставки топлива на внутренний рынок начнут прерываться.
Пострадает и экспорт. Отечественные НПЗ отправляли 10% всего произведённого бензина на экспорт. Эта доля производилась на Нижегородском НПЗ, который и до недавней атаки не работал в полную силу из-за ремонта. Если он встанет окончательно, экспортировать будет нечего, потому что Россия сейчас производит ровно столько топлива, сколько сама же и потребляет.
Цель украинцев очевидна – если вывести из строя НПЗ, Россия не сможет обеспечивать топливом свою боевую технику. Быстро восстановить повреждения не удастся – даже незначительные поломки придётся ремонтировать один-два квартала. Если внутреннему российскому рынку физически не будет хватать бензина, то не спасёт даже привычный механизм демпфера, который стабилизирует цены на топливо. Однако государство может пустить в ход и другие меры. Например, закупать бензин у дружественной Белоруссии или снизить налоги для нефтяников. Можно также субсидировать сохранение старых цен на АЗС. Но все эти меры считаются крайними и будут применяться в кризисной ситуации. Пока же власти уверены, что речи о кризисе не идёт.