
Защита ответственности: почему стала популярна нишевая программа страхования

Директора и топ-менеджеры российских компаний начали чаще страховать свою ответственность, покупая полисы у отечественных страховых брокеров. За 2023 год прирост таких договоров у разных брокеров составил от 15 до 19 процентов. Точные цифры назвать сложно: Центробанк не ведёт статистику по страхованию ответственности должностных лиц, потому что это узкая и слабо развитая в России ниша. И всё же несколько сотен руководителей высшего звена купили полисы, принеся страховщикам в общей сложности примерно 10 миллиардов рублей.
До начала СВО основными клиентами страховых компаний были директора международных организаций, которые покупали страховку, действующую сразу в нескольких государствах. После февраля 2022 года Россию исключили из программ международного страхования. Поэтому теперь должностные лица страхуют свою ответственность у отечественных игроков, сообщили «Ведомости».
Помимо российских компаний, спрос на полисы обеспечивают оставшиеся на рынке представительства иностранных предприятий. Им важно застраховаться от возможных претензий из-за смены собственников и реорганизации бизнеса. Компания «Альфастрахование» отметила, что чаще страховать ответственность начали топ-менеджеры фирм, прошедших процедуру редомициляции. Причём премии у них не растут, а перераспределяются на российский рынок. Однако это всё равно повышает сборы страховщиков.
Должностные лица отечественных компаний страхуют ответственность из-за более агрессивной бизнес-среды. Стало сложнее работать с логистикой, приходится искать замену импортному оборудованию и материалами, подстраиваться под изменившийся розничный спрос и многое другое. А санкции и контрмеры на них вводятся так быстро, что человек может по незнанию что-то нарушить. Страховка же помогает защитить ответственность.
Полисы также служат способом удержания квалифицированных специалистов. Многие из них перешли из международных организаций в российские. Топ-менеджеры привыкли, что в их соцпакет входит страхование ответственности, поэтому компании стараются сохранить полис в виде бонуса.
Брокеры ожидают, что в 2024 году основными покупателями полисов станут не только гигантские концерны, но и средний бизнес. Также этим нишевым видом страхования могут заинтересоваться фирмы, планирующие выйти на первичное размещение на Мосбирже. А вот изменения в стоимости премий страховщики прогнозировать не берутся, напоминая, что для каждого клиента сумма лимитов и премий рассчитывается индивидуально исходя из размеров бизнеса и его показателей.