
Как меняется экономика Европы

Германия, Эстония и Финляндия стали самыми убыточными экономиками Европы. Кроме этого, с 2014 года ЕС выделил Украине как минимум 126 миллиардов евро. По мнению аналитиков, эта помощь увеличивает дефицит бюджетов стран ЕС, что может привести к негативным последствиям для их экономик
Но стоит понимать, что экономика Европы очень разнородная. Нет такого понятия, как экономика единой Европы. Есть единая валюта европейская, но Европа вся очень разная. Есть Европа высокотехнологичная – это в основном северные страны. Есть Европа сельскохозяйственная, туристическая, градостроительная и так далее. Как мы знаем, это в основном южная Европа – Греция, Италия, Испания, Португалия, частично бывшая Югославия. Поэтому здесь многое зависит от того, где находятся эти страны.
Самая большая проблема будет у стран, находящихся в северной части. Поскольку в зимний период наличие морской навигации – сомнительно, а полноценных портов, в которые могут входить высокотоннажные суда, очень мало. Микроскопические порты, например, в Нидерландах, которые могут принимать сжиженный газ, и второй в Гданьске. Другие только в Южной Европе, в Испании – будут естественно определять будущее этих стран.
Как показал последний отчёт Volkswagen, который, несмотря на свои обещания не увольнять людей до 2029 года, вынужден будет это делать, поскольку стоит на пороге выживания и должен закрывать два завода в Германии из-за отсутствия спроса. Это, конечно, связано с резко подорожавшей электроэнергией и высокой стоимостью автомобилей, которые с каждым месяцем теряют конкурентоспособность по отношению к азиатским маркам, не только китайским, но и корейским, японским. Соответственно, у германского автопрома есть большой риск повторить судьбу шведского, что весьма печально.
Поэтому для северной Европы определяющим в ближайшие годы будет их энергетическая доктрина в отсутствии партнёрства с Россией. Если эта доктрина докажет свою жизнеспособность, то в целом Европа будет в замороженном состоянии. Велик шанс того, что эта доктрина не будет разработана, поскольку слишком велики расстояния до других частей, до Персидского залива и до США – это, естественно, дополнительные расходы. В любом случае это повышенные цены на электроэнергию, потеря конкурентоспособности на мировой арене в части высокотехнологичной продукции – автомобилей, машиностроения, станкостроения и так далее.
На мой взгляд, если говорить о северной Европе и центральной Европе, наилучшие перспективы у тех стран, которые придерживаются нейтральной политической повестки, которые не участвуют в пропаганде, не участвуют в эскалации политического противостояния, не выделяют деньги, не отправляют вооружение. Это не значит, что они за кого-то или против, это значит, что они воздержались.
Напомню, что во Вторую мировую войну именно нейтральный статус Швейцарии позволил ей в итоге стать одной из самых процветающих стран Европы. Сейчас, к сожалению, Швейцария перестала быть нейтральной, но зато нейтральными становятся другие, например, Венгрия, Словакия и Австрия. И возможно, что эти страны, которые отказываются, в частности, от размещения баз НАТО, смогут получить выгоду от снижения конкурентоспособности более политически агрессивных соседей. В итоге они смогут запустить промышленность, довольно сильную экономику, которая может оказаться системообразующей для всей европейской экономики.
Раньше мы видели Францию и Германию как два основных оплота европейской экономики. В текущей ситуации, если эти страны не найдут свою энергетическую доктрину, в особенности Германия, то Венгрия и Австрия, как бы это ни странно звучало, через 3-5 лет вполне себе станут для Европы системообразующими странами.
Текст подготовил: экономист, управляющий директор Trade123, автор телеграм-канала УспешныйПортфельщикСОпытом Владимир Рожанковский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции