
О чём говорят угрозы Дональда Трампа в сторону БРИКС

Дональд Трамп пригрозил странам БРИКС, что введёт для них стопроцентные пошлины. Это произойдёт в случае, если они не откажутся от планов по созданию альтернативной доллару валюты.
Реализовать такие угрозы вполне реально. После инаугурации 20 января 2024 года Трамп станет президентом США, и его полномочия будут огромны. Более того, он собирается дополнительно усилить их, издав указы о централизации власти и повышении авторитарности фигуры американского лидера, в контексте его возможности накладывать вето на решения парламента, если тот не одобряет инициативы Дональда.
Поэтому всё очень реально, но вопрос: эффективно ли это? На мой взгляд, это не эффективно. Поскольку валюты БРИКС по факту нет, она долго обсуждалась, но страны так и не выразили конкретной заинтересованности в её создании. Скорее, Трамп хотел бы, чтобы международная торговля вернулась к доллару, но для этого в первую очередь самому доллару необходимо захотеть вернуться в международную торговлю.
За истёкшие четыре года, которые были под администрацией Демократической партии, доллар стал очень невыгодной валютой для международных расчётов. Очень много проверок. Это уже говорят практики – те, кто работает с внешнеэкономической деятельностью. Крупные суммы зависают в банках. Очень много стран, находящихся под санкциями, находятся под вторичными ограничениями. Такое ощущение, что Минфин США уже сам запутался, кто под санкциями, а кто нет. И этот бардак, конечно, пора прекращать. Это не идёт на пользу имиджу доллара. И, конечно, те, кто ведут расчёты за крупные поставки, всё больше и больше недовольны тем, что в плане проверок на стадии платежей они могут терять 3–4 дня, иногда даже неделю на проверке сумм. Это никуда не годится.
Несмотря на то, что возможности Трампа очень широки в плане введения санкций и прочих рестриктивных мер, эти возможности совершенно не безграничны в плане воздействия на объективные процессы, которые происходят в финансовом секторе. А процессы говорят о том, что доллар становится всё более проблематичной валютой, и что страны БРИКС, даже если они не создадут единую валюту (а скорее всего уже не создадут), будут искать другие возможности для взаиморасчётов, включая национальные валюты или даже простой бартер. В Советском Союзе это уже практиковалось со многими странами – торговали за бананы, а поставляли им продукцию высокой технологической значимости.
И наконец, ещё один вариант, который вполне возможен в расчётах, это использование крипто-блокчейна, который развивается и ведёт к тому, что скорее всего у БРИКС будет не физическая единая валюта, а единая криптовалюта, стейблкоин, который, возможно, все страны признают и будут использовать в расчётах. Я не думаю, что такие транзакции возможно будет отслеживать или каким-то образом вводить тарифы. В общем, я думаю, что Трамп озвучил, скорее всего, своё негодование. Но конкретного инструментария против и каких-то мер принудительного характера в его арсенале просто нет.
Текст подготовил: Экономист, управляющий директор Trade123, автор телеграм-канала УспешныйПортфельщикСОпытом Владимир Рожанковский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции