
Почему рухнул режим клана Асадов

Прогноз событий в Сирии недельной давности не оправдался: режим Башара Асада рухнул почти без сопротивления. Моторизованные колонны повстанцев при свете дня, без противодействия авиации, двигались к Дамаску; курды заняли столицу Востока Дейр-эз-Зор, который армия удерживала даже в самое тяжёлое время гражданской войны; на юге внезапно восстали друзы, и пошли на столицу. Армия Сирии распалась, и режим клана Асадов (он же – режим партии БААС), правивший страной 53 года, исчез.
Решающую роль в этом крушении сыграло состояние правительственной армии. Теперь пишут, что за время перемирия её не обучали, что зарплаты офицеров и солдат не давали им возможности нормально жить, а в армию мобилизовывали заведомо нелояльных суннитов. Всё это правда, как и то, что правительство за годы перемирия не смогло – как по субъективным, так и по объективным причинам – хоть как-то наладить экономику и социальную сферу. Что подрывало лояльность властям как армии, так и населения.
Ещё неделю назад эксперты дружно писали, что повстанцы расширят контролируемые территории, но режим Асада устоит, опираясь на религиозные меньшинства, опасающиеся прихода к власти радикальных исламистов-суннитов из запрещённой в России террористической организации «Хайят Тахрир аш-Шам*» (ХТШ). Однако этого не произошло. Даже алавитское ополчение «Шабиха» («Призраки»), отлично вооружённое и обученное, за время наступления повстанцев никак себя не проявило. Друзы – ещё один костяк армии Асада, сыгравшие большую роль в разгроме оппозиции в гражданской войне, внезапно восстали, буквально разнеся тыл правительственной армии. А христиане, которым, казалось бы, больше всех угрожал приход к власти исламистов, ничем себя не проявили.
ХТШ, прежде чем победить в войне, одолела правительство Асада в войне информационной. Лидер группировки Абу Мухаммад аль-Джулани сумел убедить сирийские меньшинства, что он воюет за права всех сирийцев, невзирая на их национальную и религиозную принадлежность. И они ему поверили: оказалось, что Джулани на протяжении как минимум нескольких месяцев вёл переговоры с лидерами национальных и религиозных общин, давая им гарантии неприкосновенности и уважения. И первые действия ХТШ убедили «инородцев и иноверцев», что Джулани не обманывал: в Алеппо, городе, где живёт большое количество христиан, боевики их пальцем не тронули. Христиане и шииты получали защиту и помощь от ХТШ точно так же, как и сунниты. Это произвело на сирийцев огромное впечатление, и разрушило отношение к ХТШ как к свирепым исламистам и слегка перекрасившимся боевикам.
После того, как ХТШ продвинулась к городу Хомс, где алавиты и христиане составляют значительную часть населения, эксперты прогнозировали затяжные бои с участием местных ополченцев. Этого не произошло: стало ясно, что меньшинства отвернулись от режима Асада. А потом восстали друзы, открыв новый фронт на юге. Когда же они ворвались в пригороды Дамаска, к ним примкнули и местные христиане. Меньшинства, последняя надежда Асада, отвернулись от него, сделав сопротивление повстанцам безнадёжным.
Асад выстоял в гражданской войне, опираясь на трёх «китов» – российский контингент (в первую очередь авиацию), иранский «Аль-Кудс» (формирования Корпуса стражей исламской революции, предназначенные для действий за рубежом), и ливанскую «Хезболлу». Российская группировка за годы перемирия сильно уменьшилась, ибо незачем держать в Сирии много войск, если войны нет. Тем более, что военнослужащие России нужнее на Украине. Иран, лишившийся ПВО в результате обмена ударами с Израилем, не стал перебрасывать войска в помощь Асаду потому, что им пришлось бы двигаться по открытой местности через Ирак, где они стали бы лёгкой мишенью для израильских ВВС. А «Хезболла», понёсшая огромные потери в войне с Израилем, оказать помощь Асаду не могла.
И Россия, и Иран наверняка рассчитывали на то, что мирная передышка будет использована Асадом для укрепления государства и армии. В конце концов, нельзя всё время уповать на помощь союзников, учитывая, что Сирия – не такая уж маленькая и довольно развитая страна.
Но за годы передышки не было сделано ничего, и Асад остался один. Он не смог создать армию, способную воевать без решающей поддержки извне.
В последние дни правления Асад сделал всё, чтобы лишить себя надежды на поддержку традиционных союзников. Он просил о помощи Израиль (чем неприятно поразил Иран), а потом и США, обещая порвать с Ираном. После чего можно было оставить последние надежды на помощь. «Хезболла», правда, перебросила на помощь Асаду какое-то количество бойцов (западные СМИ писали о двух тысячах), но они не успели вступить в бой до крушения режима, а при попытке отхода в Ливан были уничтожены израильской авиацией.
Внезапное крушение полувекового режима в Сирии оставляет множество вопросов. Действительно ли ХТШ стала «цивилизованной» организацией, и собирается жить в мире и согласии с меньшинствами? Удастся ли вновь собрать суннитов, шиитов, алавитов, христиан, друзов и курдов в единое государство? Как будут развиваться отношения новой власти с Россией и Ираном? Что предпримут в Сирии Турция, США и нефтедобывающие арабские страны? Пока на эти вопросы ответов нет.
*»Хайят Тахрир аш-Шам» – террористическая организация, запрещённая в России.
Текст подготовил: историк, политический аналитик Евгений Трифонов
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции