
Чего Израиль достиг в Сирии

Абсолютный прагматизм. Именно так сейчас можно охарактеризовать действия Израиля на сирийском пространстве.
Пока Запад аплодирует наступившей демократии (в рамках которой аборигены-демократизаторы мародёрят и расстреливают пленных), а турки упиваются своей победой, израильтяне активно работают на земле. Авиация выносит технику на сирийских военных объектах (дабы ей не могли воспользоваться террористы), а наземные подразделения берут под контроль сирийские земли в районе Голанских высот. Нетаньяху уже заявил, что эти высоты никогда не вернутся под контроль Сирии – часть из них останется израильской, а на части будет создана «буферная зона» (то есть, проще говоря, она тоже будет израильской).
При этом границы зоны не определены. Уже очевидно, что они выйдут за пределы высот. Кто-то даже говорит о том, что в них войдёт и Дамаск. Последнее маловероятно, однако очевидно, что Израиль возьмёт ровно столько земли, сколько сможет переварить. Останавливать его некому – силы исламских террористов сейчас заняты разграблением страны, турки оккупируют север и воюют с курдами, а сирийской армии как таковой уже не существует.
Вопрос в том, стоит ли игра для Тель-Авива свеч? Не тех, которые пришлось сжечь, а тех, которые придётся сжечь? Да, иранская «Ось сопротивления» разрушена. Сирия вышла из чата, и на очереди «Хезболла» – которую (ослабленную после войны с Израилем) сейчас будут рвать турки, исламисты и те силы в Ливане, которые хотят избавиться от доминирования проиранской структуры. ХАМАС тоже пострадает – без иранцев ему будет очень сложно восстановить боеспособность, особенно если Тель-Авиву удастся сейчас договориться с турками.
Но, во-первых, с Реджепом Эрдоганом договориться не удастся. По крайней мере, стратегически – таков уж Эрдоган. Для него палестинское дело – это инструмент контроля над арабской улицей. И упускать этот контроль турецкий султан не будет. Во-вторых, Израиль получил кусок сирийской земли – но в то же время привёл к власти в Дамаске исламистов, для которых Израиль – абсолютный враг. Превращение Сирии в исламистский эмират или территорию воюющих городов (как это произошло в Ливии) не будет способствовать безопасности Государства Израиль. ЦАХАЛ будет втянут в постоянную выматывающую войну, а значит Иерусалим будет расходовать на неё всё больше и больше ресурсов.
Наконец, иранская угроза тоже никуда не делась. Да, «Ось сопротивления» разрушена – но утеря Тегераном его инструментов геополитического влияния лишь стимулирует его к созданию единственного по-настоящему надёжного оружия для самозащиты. То есть ядерного. Поэтому Израиль может сейчас оккупировать территории и уничтожать сирийскую технику. Победы в войне – то есть обеспечения своего выживания и благополучия на Ближнем Востоке – он не достиг.
Текст подготовил: доцент Финансового Университета при Правительстве России Геворг Мирзаян
Озвучила: Лилия Малчевская
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции