
Идея Дональда Трампа переселить жителей Газы в Египет и Иорданию отвергается этими странами

Президент США Дональд Трамп предложил Египту и Иордании принять палестинцев из разрушенного войной сектора Газа на период его восстановления. «Я бы предпочёл сотрудничать с некоторыми арабскими странами и строить жильё в другом месте, где они, возможно, смогут жить в мире», – сказал Трамп. Некоторое время назад он предлагал переселить палестинцев Газы в Индонезию, но эту идею никто всерьёз не воспринял. Однако насчёт Египта и Иордании Трамп высказался вполне серьёзно.
Как и любая грандиозная идея, у плана переселения палестинцев есть сторонники и противники. Правда, в числе первых – только ультраправые израильские политики во главе с министром финансов Бецалелем Смотричем. Он давно настаивает на депортации палестинцев из Газы, и восстановлении в секторе израильских поселений, демонтированных в 2005 году. Других сторонников переселения (во всяком случае, политически весомых) нет ни на Ближнем Востоке, ни в мире в целом.
Арабские страны, которые так или иначе поддерживают идею создания независимого палестинского государства, против переселения потому, что уехавшие вряд ли вернутся назад. В Газе разрушено 90% строений, уничтожено коммунальное хозяйство, и на восстановление разрушенного уйдёт много лет (эксперты говорят даже о десятилетиях). Переселенцы увезут из Газы не самые приятные воспоминания, так что даже со временем большинство может не захотеть возвращаться, особенно если условия жизни на новой родине будут приличными.
Обезлюдевшая Газа будет выглядеть как ничейная земля, на которой будут хозяйничать некие международные структуры, а не как неотъемлемая часть будущей независимой Палестины. В этом случае идея Смотрича восстановить еврейские поселения в Газе не будет казаться такой уж безумной – Газа-то безлюдна, а израильтяне готовы её восстанавливать. Правда, не для палестинцев, а для себя. В этом случае Газа может быть интегрирована в состав Израиля, и палестинцам придётся о ней забыть. С чем ни палестинцы, ни арабский мир в целом не никогда не согласятся.
У Египта и Иордании есть и собственные причины отказываться принимать палестинцев. Это для внешнего мира египтяне – такие же арабы, как и палестинцы; на деле же между ними большие культурные, диалектные и даже внешние различия. Близкие к палестинцам бедуины живут на египетском Синае. Они после «Арабской весны» поддались на пропаганду ИГ* (террористическая организация, запрещённая в России), создали отделение этого движения под названием «Велаят Синай», и начали войну с Египтом, продолжавшуюся с 2013 по 2020 год. Во время этой войны синайские повстанцы пользовались поддержкой со стороны ХАМАС – вплоть до прямого участия в боестолкновениях.
В некоторых СМИ предполагается поселение жителей Газы именно на Синае. Что автоматически превратит этот регион в неконтролируемую зону, где фактическая власть перейдёт к местным авторитетам, опирающимся на ХАМАС, благо между ними существуют давние и тесные контакты. В Египте прекрасно помнят, что ХАМАС был создан палестинскими членами египетского движения «Братья-мусульмане», правившего Египтом в 2012-13 годах, и свергнутого военными под руководством нынешнего президента Абдул-Фаттаха ас-Сиси. После свержения «Братья-мусульмане» в Египте были запрещены и подверглись суровым преследованиям. Однако они продолжают действовать в подполье, сохраняя популярность среди беднейшего населения (коего в стране предостаточно). Излишне спрашивать, устроит ли правительство Египта появление в его границах одного-двух миллионов сторонников запрещённой группировки, борьба с которой стоила государству больших жертв и огромных средств.
Похожая ситуация и с Иорданией. Палестинцы, то есть выходцы с Западного берега Иордана, составляют 28% населения (это официальные данные – сами иорданцы уверены, что палестинцев гораздо больше). И это далеко не самая лояльная часть населения. Кровавой вехой в истории Иордании был «Чёрный сентябрь» – попытка захвата власти, осуществлённая Организацией освобождения Палестины под руководством Ясира Арафата 16-27 сентября 1970 года. В результате ожесточённых боёв тысячи людей погибли, десятки тысяч палестинцев и руководство ООП бежали в Ливан. Но и сегодня значительная часть палестинцев Иордании поддерживает палестинские группировки – ФАТХ и ХАМАС, а не королевскую власть. Поэтому Иордания столь же решительно, как и Египет, отвергла идею переселения палестинцев на свою территорию.
Конечно, у Трампа есть сильные рычаги воздействия на Египет и Иорданию. Но вряд ли они перевесят объективные причины, по которым обе страны противятся приёму палестинцев.
*ИГ – террористическая организация, запрещённая в России.
Текст подготовил: историк, политический аналитик Евгений Трифонов
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции