
The Economist: как США могут вернуть величие Китаю

Дональд Трамп вводит гигантские тарифы на импорт в Штаты, а его администрация бравирует надёжными военными альянсами в Азии. Казалось бы, Китаю в такой ситуации не позавидуешь, ведь противник набирает обороты. Но сообщения из Пекина показывают обратное. Партия Трампа пытается надавить на Китай, чтобы одержать экономическое преимущество. Но в то же время американцы поневоле создают КНР возможность перекроить геополитическую карту Азии в свою пользу.
Журнал The Economist напомнил, что США ввели пошлины в размере 34% на импорт товаров из Китая, причём это не новый налог, а надбавка к имевшемуся. Таким образом, чтобы ввести товары в Штаты, китайцы должны заплатить пошлину в 65%. Учитывая, что для Китая экспорт очень важен и составляет 20% от ВВП, экономические потери будут чувствительными. Перенаправить товары через третьи страны, которые не обложены новыми налогами, уже не получится – Трамп создаёт барьеры по всему миру.
Торговая война разразилась в момент, когда Китай и так борется с дефляцией, раздутым рынком недвижимости и проблемами с демографией. Последние пять лет партия не замечала падение спроса и проводила политику, которая ограничила деятельность частного сектора. Излишки произведённых товаров Китай сбывал заграницу, перенасыщая зарубежные рынки и вызывая недовольство американских союзников.
Но несмотря на всё это, новый срок Трампа Китай встретил в очень сильной позиции. Си Цзиньпин не раз говорил, что США стали очень поляризованным государством, которое больше не может удерживать роль глобального лидера. Задолго до прихода Дональда к власти Си предупреждал, что и Штаты, и весь мир ждут величайшие перемены. Политика китайской партии казалась Западу параноидально-националистической. Однако теперь, когда Трамп буквально стреляет себе в ногу и шокирует весь мир своими решениями, слова Си уже не кажутся глупыми.
Он готовился к царящему нынче хаосу с 2012 года, когда стал председателем КНР. Он заставил Китай выйти на полную автономность как в экономическом, так и в технологическом плане. Теперь Пекин не боится американских санкций и контроля экспорта. И хотя китайским банкам всё ещё нужен доступ к долларам, большинство небанковских международных платежей они успешно проводят в юанях.
Внутренняя экономика Китая преобразилась и стала в разы сильнее любой западной: здесь ценят конкуренцию и открыты технологиям, а новейшие разработки вроде DeepSeek могут легко обойти американское эмбарго на полупроводники. Си сменил гнев на милость в отношении многообещающих предпринимателей, и китайские бумаги на глобальном рынке выросли в цене на 15%. Осталось решить проблемы с внутренним потреблением, и Китай будет готов восстанавливать торговые отношения, предлагая партнёрам инвестиции в производство, а не тонны дешёвых товаров.
А экономический успех неизбежно скажется на геополитике. Американская политика в отношении Китая непонятна никому: «ястребы» в администрации Трампа уверены, что если Вашингтон отвернётся от Европы, то у него будет достаточно ресурсов для сдерживания Китая. Но сам Трамп восхищается Си и даже отправил в Китай своего ставленника, чтобы договориться по поводу платформы TikTok.
Что до китайцев, то им слова представителей США об «обратной сделке Киссинджера» и охлаждении отношений России и Китая кажутся глупыми. Трамповский протекционизм, отвратительное отношение к союзникам и безразличие к правам человека ужасают мировое сообщество. Уже никто не видит Штаты страной, которая продвигает ценности свободы и равенства. Си не намерен делать так, чтобы его страна начала замещать миру США. Но он хочет увеличить влияние Китая, особенно на Глобальном Юге. Вдобавок на Тайване всё идёт так, как выгодно Пекину: Штаты хотят производить собственные полупроводники, а это значит, что их мотивация защищать Тайвань в случае войны с Китаем снизится. Так что Трамп поневоле сам создал Поднебесной благодатную почву для роста по всем фронтам.