
Reuters: странные банкротства китайских компаний отпугивают инвесторов

Новость о банкротстве китайского производителя свинины в 2019 году стала ударом для Алана Хилла. Бывший сотрудник Apple, вышедший на пенсию, за предыдущие 10 лет вложил примерно 100 тысяч долларов в мясную фабрику «Чумин» в Даляне. Вклады делались через холдинговую компанию Energroup Holdings. В течение долгих лет «Чумин» не выплачивала дивиденды, однако поставляла свинину в американский супермаркет Walmart и в целом приносила прибыль до 2016 года.
Но в 2021-м китайский суд в Даляне вынес постановление ликвидировать фабрику. Всего процесс длился три года, и всё это время владельцы производства распродавали активы и выплачивали долги. Американские инвесторы свои проценты так и не получили. Но не далее, как в июне 2024 года Алана и других акционеров «Чумин» ждала удивительная новость. Несмотря на то, что суд опубликовал данные о полной ликвидации фабрики, она продолжала работать. Журналисты агентства Reuters взялись за расследование.
Выяснилось, что санитарно-гигиеническое заключение, выпущенное в том же июне, подтвердило, что «Чумин» успешно прошла инспекцию. А мясо, которое производила фабрика, появлялось на полках магазинов даже в ноябре, и, судя по фотографиям, раздобытым журналистами, заморожено и расфасовано оно было в мае 2024 года.
Пока СМИ не удалось выяснить, ведёт ли «Чумин» торговлю акциями. По последнему зарегистрированному адресу компании висят знаки с логотипом фабрики, однако с видоизменённым названием – «Ченсан Чумин». На трёх рынках и в супермаркете в окрестностях Даляня также можно найти знаки с логотипом «Чумин», однако на этикетках мясных товаров прописано другое название производителя.
Журналисты просмотрели судебные архивы компании и опросили девять человек, включая юристов и инвесторов. Все они единогласно сообщили, что подозревают Китай в нелегальном использовании процесса банкротства, который может представлять риск для инвестиций. Законы касательно несостоятельности компаний могут оставлять кредиторов в неудобном положении: избегая обязанности платить вкладчикам, фирмы проводят чёрные сделки и нелегальное банкротство. Такие же незаконные сделки могут проводить и отдельно взятые люди, желающие заполучить активы компании.
В случае с «Чумин», как полагают инвесторы, были нарушены законы КНР, согласно которым компания должна была получить одобрение акционеров на процедуру банкротства. Компания не позволила акционерам изучить её финансовую документацию и продолжила работать после ликвидации. Хилл и другие держатели бумаг фабрики подали в суд на её руководство в августе 2018, обвинив китайцев в незаконном выводе денег из компании. Но китайские суды не дали делу хода.
Подобные случаи чёрного банкротства стали учащаться из-за экономического кризиса и коллапса крупных фирм вроде застройщика Evergrande Group и теневого банка Zhongzhi Enterprise Group. За последний год китайские суды отработали свыше 30 тысяч дел о банкротстве. Для сравнения – за 2020 год таких дел поступило немногим больше 10 тысяч. И хотя официальная статистика не показывает, какое число этих дел было по незаконным процедурам, четыре юриста сказали Reuters, что нелегальных банкротств стало в разы больше, чем раньше.
Для зарубежных инвесторов это тревожный звоночек. Отсутствие прозрачности банкротства и незаконные действия китайских фирм явно не способствуют желанию вкладывать в них серьёзные деньги. И, как показывает практика, в случае нелегальных процедур, которые запускают китайцы, иностранцы фактически выключаются из процесса. Им не дают доступа к документам, а деньги не возвращают. В Китае в принципе принято в первую очередь защищать своих, так что зарубежные вкладчики действуют на свой страх и риск.