
The Economist: не «Лабубу» единым – почему китайские бренды стали так популярны

Куколки «Лабубу» за считанные недели обрели бешеную популярность и исчезли с полок магазинов. Даже во флагманском магазине в Шанхае клиентам приходится ждать завозов не меньше недели. Эксклюзивность игрушек дошла до того, что редкие экземпляры уходят с молотка по 150 тысяч долларов при розничной цене в 20. И за «Лабубу» охотятся не только дети из Китая: куколок видят на сумках селебрити по всему миру.
Как сообщил журнал The Economist, «Лабубу»-лихорадка отправила акции производителя игрушки в стратосферу: с января их стоимость выросла на 180%. Но это – лишь один пример успешного китайского бренда, который набирает обороты на мировом рынке. В течение нескольких десятилетий китайские потребители предпочитали и ориентировались на западные бренды. Теперь же их привлекают домашние марки, которые запросто обходят западных конкурентов.
И это несмотря на шаткое положение китайской экономики – из-за кризиса среднестатистический китайский потребитель стал тратить меньше. Но тут всё просто: местные бренды стоят дешевле западных, и люди склонны отдавать им предпочтение, чтобы сэкономить. Соответственно, это подогревает интерес к марке, и она становится популярной. Например, местные сети кофеен Cotti и Luckin ничем не уступают американскому Starbucks, а бренд ювелирных украшений Laopu Gold делает украшения наподобие Tiffany & Co, но намного дешевле. По качеству китайские товары ничуть не хуже зарубежных, и популярность тех же «Лабубу» объясняется тем, что целевая аудитория производителя – экономный потребитель, знающий цену своим деньгам.
В сфере тяжёлого люкса китайцам тоже есть, что противопоставить. Поэтому ниши, в которых ранее господствовали западные бренды, стремительно заполняются китайскими фирмами. Взять хотя бы электрокары – они стоят от 200 до 400 тысяч юаней и считаются предметом роскоши, однако в большинстве случаев производят их именно в Китае.
И тот факт, что китайцы начали делать достойную альтернативу западным товарам, находит отклик у покупателей: обычные люди не очень-то и доверяют импортным вещам. Раньше их покупали только потому, что больше вариантов не было. Но западная культура и дизайн китайцам чужды, а адаптировать товар под нужды рынка бренды не торопились. Китайские компании сохраняют культурную самобытность, поэтому их товары народу ближе. Плюс их активно продвигают в китайских же соцсетях, и они постоянно на виду. Например, косметический бренд Mao Geping провёл IPO в декабре, заработав рекордные 300 миллионов долларов. А с января по июль акции компании подорожали на 250%. Раньше китайские косметические бренды безуспешно пытались отвоевать лавры у L’Oréal или Estée Lauder, но Mao Geping удалось влететь в топ-10 люксовых брендов буквально за полгода.
Ещё одна фишка местных компаний – охват небольших городов. Западные марки всегда ориентированы на самые густонаселённые города. А китайские могут даже не покидать маленьких небогатых регионов. Это позволяет расширяться и делать бизнес более стабильным, прежде чем выходить на рынок Пекина или Шанхая. Так же, к слову, поступают и отельеры: западные владельцы редко выходят за пределы крупных городов, в то время как местные открывают новые отели по всей стране. За счёт этого и наполняемость у них намного выше, чем у конкурентов.
Постепенно китайские бренды выходят за пределы родной страны. Pop Mart, к примеру, теперь открыл магазины более чем в 20 странах, и 37 магазинов только в США. Аналитики считают, что чем большее признание эти марки будут получать за рубежом, тем популярнее они будут становиться дома, в Китае. Так что дни, когда китайцы активно закупали западные товары, уже давно позади.