
Politico: зачем Евросоюзу сделка с Индонезией

Когда Дональд Трамп пригрозил, что обложит Евросоюз тарифом на импорт в размере 30%, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не повелась на уловку. Вместо этого она развернулась на Восток и быстро объявила о том, что ЕС добилось «политического соглашения» на подписание торговой сделки с Индонезией. И это – после 9 лет и 19 серий переговоров.
Журналисты издания Politico посчитали, что такой ход не случаен. Фон дер Ляйен готовит запасные варианты на случай, если Трамп воплотит свои угрозы в жизнь. Она даже приняла делегацию индонезийского президента Правобо Субианто, заявив прессе, что Европа и Индонезия «выбирают путь открытости, партнёрства и общего благополучия». Правобо, в свою очередь, сказал, что соглашение с ЕС позволит Индонезии нарастить производство, создать рабочие места и заняться устойчивым развитием.
Но Индонезия – сложный партнёр с точки зрения партнёрства. В неё много чего нельзя вводить, правила совершенно предсказуемые, есть запрет на ввоз сырья и отказ выполнять требования Всемирной торговой организации (ВТО). Возникает вопрос, с чего бы тогда Индонезии подписываться на сотрудничество с Европой, которая потребует всё это изменить. Да и сама формулировка Урсулы непонятна – что значит «политическое соглашение» на подписание торговой сделки?
Эксперты склонны полагать, что стороны пока только условились, что сделка будет подписана, но условия окончательно не оговорены. И в ближайшее время индонезийцы и европейцы встретятся для очередного раунда переговоров. Поговаривают, что Брюссель торопиться подписать сделку к сентябрю. Но вряд ли эта спешка будет оправдана, учитывая, что сторонам не удалось договориться уже 19 раз. Более того, через два дня после встречи фон дер Ляйен с Правобо, Трамп объявил о сделке США с Индонезией, согласно которой индонезийцы будут платить за импорт в Штаты 19%. А вот американцы за ввоз товаров в Индонезию не будут платить ничего.
Камнями преткновения в переговорах наверняка станут никелевая руда и пальмовое масло. В 2021 году с никелем случился скандал: Индонезия, которая считается его ключевым добытчиком, ввела запрет на экспорт сырья. А руда необходима для производства электрокаров и нержавеющей стали. ЕС пожаловался в ВТО и вроде как выиграл, но Индонезия подала апелляцию. А поскольку органа, который бы рассматривал апелляции, в ВТО нет, то вопрос так и остался нерешённым. Запрет действует и по сей день.
Что до пальмового масла, то тут Индонезия крупнейший производитель во всём мире. Европе пальмовое масло нужно для создания экологичного топлива, а производить масло у себя европейцы не могут – мешает гора запретов на вырубку леса и «зелёное» законодательство. Те же законы ЕС хочет применять и в отношении Индонезии: дескать, докажите, что пальмовое масло, которое вы нам привозите, добыто не в результате массовой вырубки лесов. Вот только решить эту проблему в рамках торгового соглашения не получится – европейские законы в Индонезии не действуют. Джакарта в июне заявила, что ей удалось худо-бедно договориться с Брюсселем по этому вопросу. Но в кулуарах евробюрократов ходят слухи, что пальмовое масло станет важным пунктом обсуждения торговой сделки.