
«Роснефть» и «Газпром» будут бурить Аляску

Накануне встречи с Дональдом Трампом на Аляске Владимир Путин подписал указ, в котором перечислил условия возвращения доли ExxonMobil в нефтегазовом проекте «Сахалин — 1», которой американская корпорация лишилась в 2022 году. Проект «Сахалин — 1» включает в себя три морских месторождения на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Потенциально извлекаемые запасы нефти оцениваются в 307 миллионов тонн, газа — в 485 миллиардов кубометров.
Соглашение о совместном развитии проекта и разделе продукции было подписано в 1995 году между правительством России, администрацией Сахалинской области и международным консорциумом в составе «Роснефти», ExxonMobil, индийской ONGC «Videsh» и японской «Sodeco». Пик добычи нефти в 13 миллионов тонн был достигнут в 2019 году, после чего она снизилась до 12,44 миллиона тонн в 2020 году, а в 2021-м – до 11,3. Возвращение крупного игрока на российский рынок могло бы стать отправной точкой восстановления двусторонних российско-американских отношений.
Но главное, конечно, это инвестиции американских инвестиционных фондов в акционерный капитал российских нефтегазовых компаний. Если США разморозят резервы ЦБ и отменят санкции против Мосбиржи, американцы смогут покупать акции «Роснефти», «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Лукойла» и других компаний, как в старые добрые времена. Именно эти фишки составляют основу индекса Мосбиржи и можно надеяться на рост.
Сейчас долларовый индекс РТС составляет примерно половину от уровней 2007-2008 годов. Тогда капитализация российского фондового рынка доходила до 150% от ВВП. Акции «Газпрома» стоили 10-13 долларов, тогда как сейчас — 1-2. Вслед за ExxonMobil в Россию могут вернуться и компании, занятые в нефтесервисе: Baker Hughes и Halliburton. Особая ситуация с SLB (бывшей Shlumberger), которая хоть и не прекратила полностью деятельность в России, но обязалась выполнять все санкционные требования и отказаться от новых инвестиций.
По данным Reuters, к марту 2024 года убытки иностранных компаний, ушедших их России, превысили 107 миллиардов долларов. Это и недополученные доходы, и списание активов с баланса.
Кто ещё может вернуться? Федеральная служба по интеллектуальной собственности (ФИПС) зарегистрировала новый товарный знак IKEA. Это восприняли как намёк на возвращение. Проще всего тем, кто временно передал управление российским партнёрам без полной продажи активов. В частности, так поступили в McDonald’s, трансформировавшемся во «Вкусно — и точка». Новый владелец приобрёл сеть ресторанов быстрого питания за «символическую плату», однако договор предусматривает обратный выкуп в течение 10-15 лет при соблюдении определённых условий. Сейчас Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) готовит предложения по условиям возобновления деятельности иностранных компаний.
Ключевой момент – это возвращение на Мосбиржу, в идеале открытие дочерних офисов и международных брокерских домов. В мире два самых дешёвых фондовых рынков – Россия и Турция. По информации западных изданий, Трамп уже пригласил «Роснефть» и «Газпром» к разработке нефтегазовых месторождений на Аляске. В текущей ситуации «Роснефть» и «Газпром» однозначно стоит купить. По российскому законодательству возможно привлечение иностранных игроков к разработке стратегических месторождений, но контрольный пакет должен оставаться у российских государственных компаний.
Текст подготовил: член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, кандидат экономических наук Александр Разуваев
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции