
Реформирование Совбеза чревато скандалами

Москва выступает за реформирование Совета Безопасности ООН. Об этом в ходе выступления на Генассамблее заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, Кремль выступает за демократизацию Совбеза «исключительно через расширение представленности Азии, Африки и Латинской Америки», а также поддерживает идею постоянного членства для Бразилии, Индии, а также, возможно, одной из африканских стран (по их внутреннему выбору).
Казалось бы, идея абсолютно здравая. В условиях резкого роста самосознания развивающихся стран, а также их тренда на многополярность, было бы очень неплохо, чтобы в Совбезе их было больше. Ведь именно государства Глобального Юга – в отличие от стран коллективного Запада – заинтересованы в ООН как в механизме глобального регулирования. В повышении эффективности работы этого механизма и в возвращении ООН статуса единственного органа, имеющего право решать вопросы войны и мира в глобальном масштабе. И абсолютно логично, что лидеры этого Глобального Юга (а по совместительству страны БРИКС) в лице Индии и Бразилии достойны места постоянного члена.
На самом же деле всё не так просто и однозначно. Во-первых, страны Глобального Юга действительно заинтересованы в развитии ООН, однако их визави из коллективного Запада видят ООН исключительно как собственную марионетку, не рискующую оспаривать право США на глобальное управление. Всё руководство ООН ведёт себя как политические эквилибристы – а проще говоря, трусы, не рискующие идти на какие-то шаги, которые оспорят западную точку зрения. Чтобы всё так и продолжалось, Запад должен продолжать управлять этой структурой, не допуская до вожжей амбициозных «южан». В том числе при помощи использования права «вето».
Да, демонстративный отказ Югу в расширении может вызвать ненужное обострение во взаимоотношениях с ним, однако тут Западу приходит на помощь сам Юг. Ведь он не коллективный, а именно что глобальный – среди развивающихся стран огромное количество внутренних разногласий и проблем. И эти проблемы, например, помешают Индии занять место постоянного члена Совбеза – против выступит Китай, у которого с Нью-Дели немало проблем. Шансы Бразилии тоже неоднозначны – Аргентина, например, считает, что именно она достойна представлять в Совбезе Латинскую Америку. Может что-то скажет и Мексика.
С Африкой же вообще всё плохо. ЮАР, Нигерия, Египет – вот только неполный список кандидатов на постпредство в Совбезе. Споры о том, кто достоин это место занять, просто разорвут Чёрный континент на части. И это уже не говоря о том, что Ближний Восток тоже захочет своё место – Иран, Саудовская Аравия, даже Турция. Все они посчитают, что если уж Совбез и должен расширяться, то с их участием.
Именно поэтому никто так по-настоящему и не приступил к реформе Совбеза. Поэтому её необходимость остаётся только на словах.
Текст подготовил: доцент Финансового Университета при Правительстве России Геворг Мирзаян
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции