
Антитуризм: причины и перспективы

Сезон 2024 года ознаменовался массовыми протестами жителей туристических регионов против туризма. Эпицентром движения стала Испания, но всё распространилось также на Италию, Грецию, Нидерланды, затронув Японию и Исландию. Весной протесты охватили Канарские острова, быстро перекинувшись на Барселону, Малагу и Балеарский архипелаг. Впервые за всю историю испанского туризма приезжие столкнулись с неприязненным отношением привычно вежливых испанцев, грубостями и даже обливанием из водных пистолетов.
На самом деле антитуристическое движение существует давно. В Испании туристы всегда обращали внимание на плохо скрываемую неприязнь со стороны итальянских продавцов, официантов, таксистов и просто прохожих. То же самое нередко ощущали и гости Парижа. Но в Испании подобного до этого года не было. Причина проста: Париж и Италию иностранцы в больших количествах посещают аж с XVIII века, а в Испании туризм начал развиваться в 1970-е годы.
Первые признаки недовольства местных засильем туристов в Испании ощущались и раньше. Канарский остров Гомера давно ограничил число отелей – забронировать номер там почти невозможно; остров сделал ставку на однодневные туры. В Малаге местные уже лет 30 назад говорили туристам, что им не рады: мол, из-за вас мы вынуждены работать официантами и таксистами, а не рыбаками, как наши предки. В Галисии пошли по более простому пути: отдых на её замечательных побережьях не рекламируется. О знаменитой Тропе пилигримов, по которой паломники бредут к Сантьяго-де-Компостеле, иностранцы знают, а о шикарных пляжах какого-нибудь Баррейроса – нет. Если туристы приезжают, их, понятно, никто не гонит, но – никакой рекламы.
Усталость местных жителей от туристов понятна. Всё побережье Андалусии (от Малаги до Гибралтара) плотно застроено отелями, что даже выглядит удручающе. К знаменитому фонтану Треви в Риме или собору Саграда Фамилия в Барселоне, ко входу в Альгамбру в Гранаде, просто невозможно подойти – там всегда плотная толпа, лопочущая на всех языках мира.
Гораздо хуже, что местным становится банально негде жить. Квартиры переделываются под апартаменты, цены на жильё взлетели до космических высот. Горожане, превратившиеся в персонал отелей, живут в довольно убогих домах на окраинах того, что раньше было городами, а теперь представляет собой скопище отелей, торговых центров и ресторанов. Но и на съём даже убогой квартирки многим – работающим! – не хватает денег: домовладельцы их сдают. В Пальма-де-Майорке свыше тысячи людей живут в машинах, и никаких перспектив снять даже собачью конуру не просматривается. На Канарах дико дорогая вода: на неё уходит треть зарплаты продавцов и официантов. А в отелях – вода бесплатная…
Больше того: туристические центры активно заселяются приезжими, готовыми работать за низкую зарплату. Если 30 лет назад на Тенерифе продавцами, официантами и водителями в основном были явные потомки гуанчей, то теперь это сплошь андалусийцы, доминиканцы, индийцы, венесуэльцы, сирийцы и молдаване. Сельское хозяйство и рыболовство почти умерли: дешёвые товары с континента (из Китая и Индии) вытеснили всё, кроме разве что изделий народных промыслов. И то же самое – во всех «сверхтуристических» регионах.
Местное население оказалось вытесненным на обочину жизни, причём во всех отношениях. Получается абсурдная ситуация: туризм – важная отрасль во Франции и Нидерландах, критически важная для Италии, и настоящая основа экономики в Испании, Португалии и Греции. Она обеспечивает развитие и относительное процветание этим странам – и она же превращает местных жителей в изгоев в собственных городах и посёлках.
Пути выхода из этой ситуации пытаются найти уже несколько лет. В апреле 2020 года в Барселоне учёные опубликовали манифест, призывающий запретить краткосрочную аренду жилья, заход туристических лайнеров и любые инвестиции в продвижение туристического бренда города. В Париже и Венеции введены налоги и сборы с туристов, призванные ограничить их количество.
В перспективе туристические сборы будут введены во всех популярных туристических регионах. И они будут только расти, как и ограничения в сдаче жилья, строительстве туристических объектов и прочее.
Это неизбежно потому, что местные жители, хотя и превратившиеся в изгоев, остаются избирателями. А «понаехавшие» мигранты, заместившие местных в персонале отелей, не говоря о туристах – нет. Значит, туризм будет ограничен, причём сильно. Той же Испании придётся переносить центр приложения усилий в экономике с туризма на всевозможный хай-тек – благо, для этого в стране уже есть солидная база. Для Италии, Франции и Нидерландов, намного меньше зависимых от туризма, этот переход будет легче, а для менее развитых Греции и Португалии — сложнее. Но реагировать на настроения граждан придётся правительствам и этих стран.
Отказ от «сверхтуризма» будет намного болезненнее, чем думают многие борцы с туризмом. Он будет означать ликвидацию массы отелей, сопутствующих экономических субъектов (баров, ресторанов, аттракционов, экскурсионных бюро и так далее), а значит – миллионов рабочих мест. «Сверхтуризм» для многих регионов – это экономическая модель, причём эффективная. И отказ от неё потребует не меньше усилий и затрат, чем развитие туризма, которым те же Испания и Греция вдохновенно занимались с 1970-х годов.
Текст подготовил: историк, политический аналитик Евгений Трифонов
Озвучил:
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции