Дискуссия о ЕГЭ – это Единый Государственный Экзамен для общества - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Дискуссия о ЕГЭ – это Единый Государственный Экзамен для общества

13 января 2024 в 18:02 Эксклюзив

Дискуссия о ЕГЭ в обществе не утихает. Участники споров разделились на бескомпромиссных противников экзамена и столь же радикально настроенных сторонников. Действительно, третьего в этом случае не дано: ЕГЭ надо либо отменять, либо сохранять, никакому улучшению он не поддаётся. Власти его существование продлили, умалчивая о дате отмены, но смутно намекая на подобную возможность. Чем обусловлена подобная неясность?

Аргументы в пользу ЕГЭ сводятся к тому, что он предоставляет наибольший манёвр абитуриенту при поступлении в ВУЗ и облегчает попадание провинциальной молодёжи в столичные университеты и ВУЗы крупных городов. На самом деле, ЕГЭ существенно облегчает движение бывших школьников вверх по социальной лестнице.

Противники ЕГЭ указывают на вред, который экзамен наносит самому процессу школьного образования. Классическое вдумчивое, творческое освоение необходимого школьного знания по заветам Ушинского, Сухомлинского, Выготского и так далее заменено формальной «подготовкой к ЕГЭ», то есть натаскиванием на механическое воспроизводство учебного материала. Последний выхолащивается, лишается проблемности: так легче его воспроизвести во время ЕГЭ. Кроме того, экзамен, определённый для всех школ, не отражает их региональной и иной специфики. Процесс преподавания нивелируется, сводится к некоему общему, а значит – формальному знаменателю.

Но самым вредным здесь является то, что учитель отстраняется от определения содержания и объёма экзамена, проверяющего знания учеников, то есть, от того, к чему он субъективно относится как к основному итогу своей работы. Тем самым учитель в системе ЕГЭ отчуждается от учебного процесса как его полноправный субъект. Учительство формализуется. Место учителя заменяет репетитор. Это очень важный психологический момент, который, похоже, защитники ЕГЭ совсем не понимают.

Низкий уровень образованности студентов первого курса, шокирующий их вузовских преподавателей – результат именно этой формализации роли школьного учителя. Учитель-друг, учитель-собеседник, учитель-нравственный авторитет – всё это осталось в советском прошлом. Эти фигуры занял учитель-ретранслятор знаний, причём знаний давно устаревших, ибо, как правило, у учителя нагрузка такая, что нет у него времени, чтобы следить за развитием наук. Фактически школа в таких условиях обречена на воспроизводство познавательного секонд-хенда, особенно нетерпимого в условиях социальной реальности, динамично меняющейся в мировых масштабах. Подчеркнём, что здесь дело не в «консервативности» школы (эта «консервативность» действительно оправдана тем, что учащиеся должны получить «азы наук»). Речь идёт о том, что школьные программы и учебники воспроизводят ложные, устаревшие теории (скажем, сталинскую «пятичленку», чья ненаучность признана ещё советской историографией). А это невозможно оправдать, ссылаясь на здоровый школьный «консерватизм».

Результатом всего этого является тот факт, что первый курс ВУЗов фактически выполняет функции дополнительного школьного класса: вузовским преподавателям приходится вместо «прибавочного знания» высшего учебного заведения давать первокурсникам знание необходимое и даже – по некоторым предметам – его начала. В итоге общество имеет дисфункцию образования в целом.

Сейчас мы без труда можем понять, почему не понимают друг друга сторонники и противники ЕГЭ. Аргументы первых находятся в политико-правовой плоскости, а аргументы вторых касаются самой организации учебного процесса и его содержания. Они говорят на разных языках, и каждый из них по-своему прав.

Этот спор может длиться долго, до тех пор, пока государство не решит, для каких целей ему необходимо образование. А в ситуации, когда государство решило бороться за свой суверенитет, успех борьбы за который, среди всего прочего, зависит не только от патриотического самосознания граждан, но и от их профессионализма и рационального мировоззрения, целей у него не может быть много.

Текст подготовил: кандидат философских наук, доцент Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев
Озвучил: Павел Русский

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Теги: ВУЗ ЕГЭ Коряковцев образование общество патриотизм Россия СССР учеба учитель
Похожие новости
Bloomberg: Россия и Китай ведут теневую войну против ЕС

Слушать

07 октября в 16:36

Bloomberg: Россия и Китай ведут теневую войну против ЕС

Несколько десятилетий после Холодной войны Европа считала себя образцом мирного существования стран. Сегодня же она поневоле втянута в серьёзный выматывающий конфликт.

Из частных рук в государственные: какие страны проводили национализацию и к чему она привела

Слушать

06 октября в 12:12

Из частных рук в государственные: какие страны проводили национализацию и к чему она привела

Начало спецоперации на Украине ознаменовало собой уход из России многих иностранных компаний. Для поддержки экономики правительством был предложен ряд важных мер.

The Economist: чем Финляндия может быть полезна США

Слушать

04 октября в 15:53

The Economist: чем Финляндия может быть полезна США

Сильнейшие державы конкурируют за Арктику. Северный-морской путь открывает великолепные возможности в логистическом плане, но там господствуют Россия и Китай.

Bloomberg: почему Дания больше всех помогает Украине

Слушать

03 октября в 16:06

Bloomberg: почему Дания больше всех помогает Украине

С самого начала СВО многих экспертов озадачивал тот факт, что Дания тихо, но постоянно оказывает максимальную финансовую поддержку Украине.

InfoBRICS: новая ось на Востоке – Россия, Индия и Саудовская Аравия

Слушать

02 октября в 16:38

InfoBRICS: новая ось на Востоке – Россия, Индия и Саудовская Аравия

Спецоперация на Украине полностью перекроила геополитический миропорядок, толкнув Глобальный Юг на беспрецедентные стратегические перестановки.

Politico: пустить в оборот – на что ЕС хочет потратить российские активы

Слушать

01 октября в 16:23

Politico: пустить в оборот – на что ЕС хочет потратить российские активы

Высшее руководство ЕС уже давно обсуждает, как можно использовать замороженные активы России для помощи Украине.

Player cover
Player cover

Плейлист

Ваш плейлист пуст