
Магистраль двух столиц: почему проект Минтранса нерентабелен

Замглавы Минтранса Валентин Иванов заявил, что высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург будет запущена в 2028 году. Время в пути будет занимать чуть больше двух часов против нынешних четырёх.
По предварительной оценке ведомства, стоимость проекта составит примерно два триллиона рублей. Однако эксперты сомневаются в сроках реализации магистрали и считают названную сумму заниженной, поскольку строительство необходимо проводить с нуля. Кроме того, специалисты не уверены в окупаемости проекта, сообщил сайт BFM.ru.
Такую неоптимистичную точку зрения поддерживает и директор Центра научно-технологического предпринимательства Российского университета транспорта Александр Сыромятников. По его мнению, строители и проектировщики обычно занижают цену, поскольку недостаточно точно могут посчитать капитальные и операционные расходы. В реальности денег всегда требуется больше. К тому же, необходимо решить, какой подвижной состав будет ездить по магистрали, какое предприятие будет его производить и где брать запчасти.
Варианты уже есть. Заместитель генерального директора группы «Синара» Антон Зубихин заверил, что его компания планирует выпустить 50 высокоскоростных электропоездов по восемь вагонов каждый. Проект будет осуществляться с 2028 по 2032 год, а в 2024-м под него начнут строить отдельный завод.
Фактически новая высокоскоростная железная дорога позволит сократить путь между Москвой и Санкт-Петербургом в два раза. Но при этом и цены на билеты могут вырасти в два-два с половиной раза. Сегодня стоимость путешествия на «Сапсане» с переменным успехом выдерживает конкуренцию с авиатранспортом. Иногда перелёт всё же бывает выгоднее, даже с учётом дороги в аэропорт и прохождения регистрации. Получается, что огромные затраты на магистраль совершенно не оправданы.
Если обратиться к зарубежному опыту, скоростные трассы, как правило, прокладывают на небольшие расстояния между густонаселёнными локациями. Например, в Японии такая магистраль соединяет ряд городов, где проживает от 10 миллионов человек. А в Китае с численностью граждан в два миллиарда скоростные дороги можно строить где угодно, и недостатка в пассажирах не будет.
Таким образом, тратить госбюджет на высокоскоростную магистраль стоит только на участок между Москвой и Санкт-Петербургом, поскольку он сегодня загружен. А вот тянуть дорогу до Адлера, Донецка или Минска будет нерентабельно, да и маловероятно, что эти проекты вообще окупятся.