
Математическая модель на страже логистики: как работает «Почта России»

Количество отделений «Почты России» в 2021 году превысило 42 тысячи. Чтобы управлять громадным потоком отправлений, самый крупный поставщик почтовых услуг с 2017 года использует современную логистическую информационную систему.
Появление альтернативных служб по доставке грузов и корреспонденции не снизило популярность «Почты России», несмотря на постоянную критику организации. На помощь пришли новые технологии, сообщил «РБК Тренды».
На замену ручным расчётам маршрутов отправлений давно пришли компьютеры. Каждый день система математического моделирования анализирует до одного миллиарда вариантов, выбирая из фактической логистической сети самый оптимальный. Система также учитывает сезонность и праздники.
Каждое принятое отправление первым делом попадает в сортировочный узел. Посылка имеет уникальный штрихкод, который считывается устройством при прохождении по транспортировочной ленте. Исходя из определённых критериев, система решает, куда и когда будет дальше следовать посылка или письмо. Когда штрихкода нет, либо он не считывается, срабатывает программа оптического распознавания символов. Все рукописные отправления в итоге оцифровывают и заносят в реестр.
В крупных хабах загрузка и транспортировка отправлений — задача роботов. Несмотря на высокий уровень автоматизации, на всех этапах присутствует человек. Он учитывает дополнительные опции: локальные ограничения, перекрытия дорог и обесточивание электроэнергии. В перспективе эту работу будет также выполнять искусственный интеллект.
После того как выбран оптимальный маршрут, данные анализирует система транспортной логистики. В её задачи входит выбор вида транспорта, определение тоннажа и учёт расписания.
На автомобильный транспорт приходится большая часть перевозок. Второй по популярности является железная дорога. Далее идут авиаперевозки и морской транспорт. Благодаря моделированию процессов региональной логистики, система рассчитывает план загрузки на месяц.
Как правило, маршруты не меняются, но могут корректироваться входные данные. Обычно это происходит при добавлении нового хаба или вида транспорта. С учётом этих факторов математическая модель пересчитывает нагрузку.
На помощь «Почте России» пришли и современные почтовые гаджеты: беспилотники, дроны и роверы. В некоторых отделениях Москвы работают роботы-курьеры, которые доставляют груз весом до 15 килограмм. Вызвать такого доставщика можно через приложение. Робот оснащён специальным отсеком, в который сотрудник почты закладывает посылку. Движется ровер по пешеходной зоне, не мешая движению людей. На местности он ориентируется при помощи встроенных камер, датчиков и лидара. Программное обеспечение строит 3D-карту окружающего пространства и определяет расстояние до объектов. Дополнительно «Почта России» запланировали открыть сеть почтоматов.
В районы Крайнего Севера, на Камчатку, в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа отправятся беспилотники, для которых уже готовы маршруты. Летая на большие расстояния они смогут доставлять габаритные грузы.