
Неунывающие потребители: чем граждане России удивили аналитиков

Население России так часто попадало в кризисные ситуации, что умеет найти решение даже для самой неординарной проблемы. В конце 2022-го аналитики и бизнес готовились к худшему году в новейшей истории, прочив примитивизацию потребления. Ведь после начала СВО на отечественном рынке случился небывалый ажиотаж. Люди скупали всё – от гречки до телевизоров. Эксперты были уверены, что в 2023-м случится откат.
Но произошло ровным счётом наоборот. Граждане России ни в чём себе не отказывали, покупали технику, машины и путешествовали за границу. Это хорошо для производителей и ретейлеров, но плохо для экономики – ведь лихорадочное потребление увеличивает инфляцию, сообщил «Коммерсант».
В начале 2023 года спрос ожидаемо упал. У граждан упали доходы, люди откладывали то немногое, что могли отложить, а также боялись очередной мобилизации и украинского контрнаступления. Иными словами, несколько месяцев потребителям было не до серьёзных трат.
Но потом маятник качнулся в обратную сторону. Все опасения и страхи вместо фактора торможения стали драйвером роста. Второй волны мобилизации не случилось, зато многие мужчины отправились на фронт добровольцами, получив солидные выплаты. Зарплаты силовиков, работников военно-промышленного комплекса и некоторых бюджетников были проиндексированы, и эти категории населения начали подогревать спрос.
В мае ускорился оборот розничной торговли и общепита, а российские отельеры зафиксировали загрузку в 70 процентов, что можно считать рекордным показателем для кризиса. Аналитики подсчитали, что у граждан России выросли реальные располагаемые доходы, а индекс покупательского оптимизма весь год превышал 100 процентов. Это возможно только при условии, что у людей есть деньги, а продавцы могут привлечь покупателей хорошим ассортиментом. Получается, что потребителей устраивало предложение рынка.
Это подтверждают и цифры. По итогам 2023 года розничные продажи одежды и обуви выросли на 11 с половиной процентов, хотя обычно при потрясениях в экономике граждане России предпочитают экономить именно на одежде. Люди привыкли к тому, что западных брендов больше нет, и активно интересуются новыми именами, а их в сегменте повседневных товаров за год появилось свыше семи тысяч. Ассортимент предлагаемой продукции обновился почти на 25 процентов, потому прогноз касательно примитивизации потребления не сбылся.
Так что несмотря на санкции и возможные ограничения бюджета, граждане России всё равно получают максимум разнообразия и нового потребительского опыта. А продавцы и поставщики видят в этом позитивный и воодушевляющий тренд. Теперь они не боятся, что товары останутся невостребованными. Опасения есть лишь касательно удовлетворения выросшего спроса. Участники рынка боятся, что себестоимость продукции увеличится, а проблемы с логистикой вызовут перебои с поставками.
Экономисты же предупреждают о возможном риске быстрого роста спроса – он порождает увеличение инфляции. И если предложение снизится, а спрос продолжит расти, то экономика окажется в инфляционной ловушке и не сможет из неё выбраться без больших потерь.