
Отдельный реестр: как изменится жизнь российских онлайн-сервисов

В правительстве определили критерии признания маркетплейсов, сервисов заказа еды, такси и услуг цифровыми посредническими платформами. Часть крупных площадок попадут в реестр принудительно, часть — по желанию.
Решение о включении в реестр будет принимать Минэкономразвития на основе данных ФАС, ФНС и исследовательской компании Mediascope. Платформу также могут включить в реестр по её инициативе – в таком случае она должна иметь только соответствующий размер аудитории. Срок формирования реестра – 2 ноября 2026 года.
Включение в реестр позволит интернет-площадкам свободно работать с этой категорией предпринимателей. Платформы, которые не попадут в реестр, не смогут взаимодействовать с самозанятыми исполнителями. Им придётся заключать с ними трудовые договоры, обеспечивать полноценный рабочий график и так далее.
Журналист, финансовый аналитик Семён Новопрудский:
«Реестр цифровых платформ, который создаётся для реализации норм недавно принятого закона «О платформенной экономике», – это попытка государства поставить онлайн-платформы под более жёсткий контроль. В том числе, для лучшего сбора налогов с таких платформ.
Критериев признания цифровыми посредническими платформами в проекте постановления правительства (пока это постановление не принято) – два:
1. Посещаемость сервиса – более 100 тысяч уникальных пользователей в сутки.
2. У сервиса более 10 тысяч партнёров, предлагающих товары и услуги, либо сумма сделок таких сервисов за предыдущий год к году на момент включения превышала 50 миллиардов рублей.
Жизнь сервисов от попадания в реестр вряд ли улучшится, но для крупных платформ это может быть не так опасно из-за масштабов бизнеса. Главное, чтобы государство не пыталось чрезмерно регулировать сам бизнес таких маркетплейсов, ограничиваясь их учётом в реестре».