
Рай за пределами шалаша: на какие тренды опираются российские застройщики

Результаты исследования консалтингового агентства GMK показали, что главный тренд в российском девелопменте совершенно парадоксален. Качество квартир и придомовых территорий растёт, но средняя площадь жилья при этом сокращается.
Государство всячески поддерживало рынок недвижимости, например, за счёт льготных ипотечных программ. Благодаря этой поддержке, за последние четыре года объём введённых в эксплуатацию площадей увеличился на 30 миллионов квадратных метров. Зато средняя площадь жилья сократилась с 50 до 48 квадратных метров, сообщил сайт Expert.ru.
По мнению директора GMK Сергея Разуваева, тенденция сохранится в ближайшем будущем и скажется на благополучии людей. Их доходы падают, а стоимость квадратного метра растёт. За меньшую по метражу квартиру люди платят больше, но комфортно жить в тесноте не получится. Из-за этого гражданам приходится менять жизненные сценарии и, к примеру, не рожать детей.
Сокращение площадей положило начало ещё двум трендам: унификации планировки и самому понятию класса жилья, которое постепенно девальвируется, размывая понятия «эконом», «комфорт» и «бизнес». Однако стеснённые условия жизни людей предоставляют застройщику широкие возможности организации общественных пространств, повышая качество архитектуры. Сегодня выгоднее строить компактные квартиры, но при этом обустраивать в доме места общего пользования.
Также застройщики пересмотрели и состав торговой инфраструктуры первых этажей. На смену типовым аптекам и магазинам теперь приходят комбинированные заведения, где маленькая кофейня может соседствовать с цветочной лавкой. И практически в каждом новом проекте есть площади для пунктов выдачи маркетплейсов. Развитая инфраструктура также включает в себя подземный паркинг, озеленение и благоустроенные игровые зоны для детей. Но вместе с тем очевидно, что построить условную детскую площадку попросту дешевле, чем расширять площадь жилья.
Исследование мнений застройщиков тоже выявило некий парадокс. С одной стороны, более 65 процентов респондентов используют в работе понятие «сценарий жизни». А с другой, 19 процентов опрошенных считают многоэтажные районы более комфортными в условиях больших городов, когда люди приходят домой только переночевать.
Но на самом деле для человека важно всё. Компромисс современного застройщика заключается в переломе тренда на сокращение жилых площадей в многоэтажных домах с сохранением их качества. В противном случае другие тренды рискуют стать лишь компенсацией обиды за тесноту.