
Абхазию тоже испортил «квартирный вопрос»

В Абхазии 12 ноября начались акции протеста. Их участники выступают против ратификации инвестиционного соглашения с Россией, которое было подписано в октябре. С российской стороны – министром экономического развития Максимом Решетниковым. Который говорил, что это позволит привлечь дополнительные российские инвестиции и поспособствует развитию сельского хозяйства, обрабатывающего производства и туризма. Но если всё так радужно, то почему протестуют жители? Причём протестуют бурно, с перекрытием дорог и мостов и акциями протеста на площади Свободы в городе Сухуми.
Некоторые уже увидели в организации протестов «руку иностранных организаторов», которые через всякие вредные НКО разжигают антироссийские страсти. Деятельность в Абхазии иностранных НКО действительно замечена, в том числе протурецких. Однако дело не только в них. Речь идёт о недвижимости – как апартаментах, так и земле. О чём далеко не все российские СМИ сообщают, описывая беспорядки.
Всё дело в том, что права российских предпринимателей и собственников в Абхазии до последнего времени были по сути никак не защищены. И так обстояло дело с момента провозглашения её независимости. Новое «инвестиционное соглашение» было призвано этот порядок поменять. По закону граждане, не имеющие абхазского гражданства, не могли приобрести жильё и землю в Абхазии. Но желание поселиться у моря всё-таки было слишком сильным искушением, и многие шли на разные уловки. Например, покупали жилье, оформляя его на тех граждан Абхазии, которым доверяют, однако потом часто оставались без денег и недвижимости.
«Продавец» выдавал доверенность на право управления и распоряжения домом, объясняя, что «они теперь почти собственники», но при этом реальными собственниками они на самом деле не становились. В любой момент реальный собственник мог потребовать вернуть ему жильё. Если дело доходило до суда, то он признавал сделку о покупке ничтожной. Другой путь был через покупку коммерческой недвижимости (это как раз разрешено иностранцам), но он не всегда подходил для жилой недвижимости и сопряжён с большими бюрократическими хлопотами.
В конце концов терпение Москвы лопнуло, и она решила настоять на своих правах, особенно учитывая щедрые финансовые вливания в республику. Под российским давлением абхазские власти пытались ещё весной принять закон об инвестициях граждан России в недвижимость, который позволял иностранцам строить и покупать жилую недвижимость в республике. Но оппозиция увидела в законе лоббирование интересов российских и грузинских бизнесменов, организовав протест и сорвав принятие закона. В середине июля президент Аслан Бжания всё-таки внёс в парламент «закон об апартаментах», разрешавший строительство на востоке Абхазии 30 тысяч квартир и домов для продажи иностранцам в целях пополнения бюджета. Однако и его принятие было сорвано оппозицией. Осенью власти снова вернулись к этому вопросу – уже в форме ратификации инвестиционного соглашения с Москвой. И снова столкнулись с протестами.
Аргументы оппозиции просты: скупка недвижимости иностранцами приведёт к росту цен на жильё, рынок будет перегрет проектами разных апарт-отелей, а местная инфраструктура не справится с резко увеличившимся расходом электроэнергии и водоснабжения. Эта инфраструктура и так пребывает в плачевном состоянии. К тому же у абхазов есть опыт прошлого, когда в республику массово переселялись грузины, что сначала привело к размыванию этнического состава, а затем и к грузино-абхазской войне в 90-х, когда тысячи грузин стали беженцами. Нынешние опасения, возможно, не безосновательны, поскольку планы были на постройку 100-130 тысяч апартаментов. Но всё же явно под сдачу в курортный сезон, а не для постоянного проживания.
Пытаясь воздействовать на Сухуми, Москва прекратила с сентября все социальные выплаты бюджетникам Абхазии. Это коснулось врачей, учителей, силовиков и так далее. Возобновление выплат было поставлено в зависимость от ратификации Абхазией соглашения о признании и исполнении судебных и арбитражных решений по экономическим делам, а также до обеспечения реализации соглашения о допуске российских инвесторов к проектам в республике и снятии ограничений для инвесторов на рынке недвижимости. Также оговаривались поставки электроэнергии зимой и осенью из России по рыночным ценам. Третий пункт содержал требование Москвы дать информацию об абхазских депутатах с гражданством России, действующих в ущерб российским интересам и двусторонним отношениям для лишения их этого гражданства. Требования пока не выполнены.
При этом после массовой выдачи российских паспортов в Абхазии (с 2002 года) «образовалось» до 130 тысяч граждан России (из 243 тысяч населения). Москвой и Сухуми признаётся двойное гражданство. Также с момента признания независимости Абхазии из России поступила помощь на сумму в районе 110 миллиардов рублей. Из российского бюджета выплачивались зарплаты бюджетникам (на 40 миллиардов) и пенсии (ещё столько же). Абхазия – важное туристическое направление. В прошлом году её посетили 1,7 миллиона человек. И будет странно, если при такой экономической зависимости Москва не настоит на своих интересах.
Нынешние массовые протесты накладываются и на довольно ожесточённую политическую борьбу в республике накануне будущих президентских выборов. В ходе этих выборов нынешний президент Бжания вполне может проиграть, и к руководству придут политические силы, критически настроенные по отношению к Москве. Возможно, на абхазском поле захотят сыграть и какие-то политики Грузии, питающие реваншистские настроения.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучила: Лилия Малчевская
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции