
Редомициляция и год русского мата: как планирует развиваться VK

В сентябре VK Company завершила процедуру редомициляции и переехала с Кипра на остров Октябрьский в Калининградской области, возродившись под новым именем. Теперь это Международная компания публичное акционерное общество «ВК» (МКПАО).
Редомициляция порадовала инвесторов. Во-первых, они смогут проще получать дивиденды. А во-вторых, возвращение компании домой дало надежду на реструктуризацию собственности, при которой иностранцы дёшево продадут свою долю. Однако в случае с VK рынок эту надежду не разделил, и акции на российской бирже обвалились сразу на семь процентов, сообщил «РБК.Pro».
Контрольным пакетом акций VK владеет «МФ Технологии», которая видит своей целью вывести компанию на первую строчку в рейтинге соцсетей. В VK заявили, что покрывают более 95 процентов аудитории российского интернета. Но опросы показали, что это не совсем так. Лишь 18 процентов граждан пользуются «ВКонтакте», а возглавляет рейтинг YouTube, который ежедневно посещают 23 процента российских пользователей.
И как бы акционерам ни хотелось сместить YouTube с первой позиции, пока это очень сложно. Возможно, с его незаменимостью придётся смириться. Головной боли добавляет ещё и Telegram, который собирается на IPO в 2025 году. Размещение мессенджера планировалось раньше, и тогда аналитики предрекали ему оценку в 30-50 миллиардов долларов. По сравнению с VK – это астрономическая сумма, ведь капитализация соцсети составляет всего 132 миллиарда рублей.
Учитывая, что VK недоступна внешняя география, компания может расширяться только за счёт новых сервисов для уже имеющейся аудитории. Как и конкуренты, руководители МКПАО «ВК» зорко следят за всем новым на рынке, клонируют либо поглощают проекты.
Кроме того, 10 октября директором по дизайну «Вконтакте» стал Артемий Лебедев – первый российский web-дизайнер и известный блогер. Он уже успел сделать смелое и амбициозное заявление. В случае избрания президентом России Лебедев обещал объявить «год русского мата» и запустить в метро специальный поезд по случаю. То есть очевидно, что «ВК» пытается нахрапом привлечь большую аудиторию подростков. Но, судя по всему, сделать это через полезные образовательные проекты пока не получается.
Таким образом, аудитория VK – это главное конкурентное преимущество компании. Самый реальный сценарий роста для соцсети – своевременное поглощение звёздных проектов, которые появятся в будущем. В нише онлайн-образования холдинг эту стратегию осуществил, но со скромным успехом. Остаётся надежда, что следом за ней обнаружатся другие перспективные сегменты.