
«Тройки» и «Копейки»: что означают индексы в названиях советских машин

Многие задавались вопросом, зачем советской технике столько цифр в названии. Кроме того, зачастую они идут в совершенно нелогичном порядке.
К примеру, наследник “Москвича-412” получил индекс не 413, а 2140. И подобных примеров в советском автопроме достаточно. На самом деле отечественные автомобили получали собственные индексы вовсе не наобум. Самые первые машины, выпускаемые в СССР в 1920-40-х годах, назывались в математическом порядке, сообщил сайт Авто.ру.
Каждое предприятие, сделавшее автомобиль, начинало отсчёт с единички. В итоге это привело к засилью на дороге “двоек”, “троек” и прочих односложных числительных. Для борьбы с этим явлением сразу после Великой отечественной войны была придумана единая система классификации автомобилей.
Для этого за каждым машиностроительным заводом в стране закрепили свой собственный цифровой диапазон. Крупнейшие предприятия получили по “сотке”. К примеру, ГАЗ оперировал числами от одного до 99. За более скромными заводами были закреплены диапазоны поменьше. Но бывали и исключения. По странному стечению обстоятельств плодовитый “Москвич” довольствовался номерами с 400-го по 449. Полученными индексами заводы могли распоряжаться как хотели. Большинство просто использовали цифры по порядку, но были и исключения. ГАЗ начал производство автомобилей ещё до введения стандарта. Из-за этого в его модельном ряду за ГАЗ-63 идёт ГАЗ-12.
Разработанная в 1945 году система внесла некий порядок в автомобильные индексы, но не устроила чиновников. Они решили её реформировать. Из-за этого в 1966 году появился новый стандарт. Согласно ему, первая цифра в индексе обозначает класс машины. Чем она больше, тем выше грузоподъёмность и объём двигателя автомобиля. Второй цифрой обозначается тип транспортного средства. Единица — это легковой автомобиль, двойка — это автобус, тройка — грузовик, и так далее. Последние две цифры обозначают внутренний номер модели.
Зная ключ к расшифровке, названия становятся куда понятнее. К примеру, всем известная “копейка” носит индекс 2101. Цифра два обозначает, что это легковушка с объёмом двигателя до двух литров. Следующая за ней единица говорит, что это легковой автомобиль, а ноль-один на конце указывает, что это первая модель АвтоВАЗа. Стоит упомянуть, что индексы могли содержать более четырёх цифр. Пятое и шестое число обычно означали дополнительные вариации модели.
В случае с новой классификацией также существовали сложности. К примеру, все автомобили, производство которых началось до 1966 года, получили старый индекс. По этой причине старой классификации соответствовала 24-я “Волга”, которую выпустили в 67-м году. Из-за новых индексов произошла некоторая неразбериха. Многие не могли понять, почему УАЗ-469 после модернизации стал УАЗ-3151, а ЗИЛ-118 превратился в ЗИЛ-3270.