
Волшебная «восьмёрка»: как ВАЗ-2108 изменил отечественный автопром

ВАЗ-2108 в своё время стал прорывом в отечественном автопроме. Доступная цена и простота обслуживания были одними из его преимуществ перед другими автомобилями.
«Восьмерка» в своё время вдохнула новую жизнь в советское автомобилестроение. Она стала первой серийной машиной, которая использовала конструкцию переднего привода и предоставила базу для создания целой линейки проектов, сообщил сайт Car.ru.
Массовый переход на передний привод пришёлся на 1970-е годы. Конструкторы отметили его большие преимущества: бюджетное производство, компактное расположение агрегатов и большой КПД. Таким образом, в 1971 году на Волжском автомобильном заводе начали экспериментальную сборку машин с передним приводом. В декабре этого же года собрали прототип ВАЗ-Э1101 с системой переднего привода и независимой подвеской. Доработка заняла четыре года, и в 1976 году документы направили на Запорожский автомобильный завод, где машина получила своё название «Таврия».
В 1978 году ВАЗ подготовил проект новой переднеприводной машины с индексом «2108». Разработчики предлагали трёх и пятидверные кузова, а внешний вид претерпел много изменений: применили блок-фары и стёкла с изгибом. В салоне было использовано множество пластиковых элементов. Дизайн машины, в целом, был весьма прогрессивным для того времени.
Первый прототип этой машины вышел в свет в 1979 году. Однако запуск сборки пришлось перенести на 1984 год в связи с большим количеством преград, на которые наткнулись конструкторы: например, отсутствием финансирования со стороны Минфина и необходимостью обновления всего заводского оборудования для постановки переднеприводной машины на конвейер.
В результате ВАЗ нашёл партнёра в лице Porsche и заключил с ними соглашение в 1980 году. Немцы провели анализ чертежей и внесли свои поправки. Так, машина имела слишком широкую боковую дверь, из-за чего быстро изнашивались бы петли. Также было предложено вытянуть капот. Более того, специалисты Porsche предложили изменения конструкции лонжеронов и кузовной панели. Они также предоставили свой полигон для испытания прототипов. В машину поставили мотор на 1,3 литра, который обладал рядом преимуществ, среди которых — создание более износостойкого распределительного вала.
В результате, летом 1984 года прототип автомобиля впервые представили на выставке ВДНХ, а в декабре запустили первую партию машин. Таким образом, впервые за много лет в стране появился автомобиль, который был доступен большинству граждан.